Мария Уразовская - Июн 20th, 2015

Чтение с листа

Чтение с листа.

 

   Основной целью курса сольфеджио является обучение, воспитание и развитие разных сторон музыкального слуха. Но в процессе занятия учащиеся должны приобрести также целый ряд навыков в первую очередь – чтения и записи музыки.

   «Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе выполнения ее» — пишет Теплов. В чтении с листа как бы синтезируется ряд умений и знаний, полученных в процессе обучения, выявляются разные свойства музыкального слуха.

   Для чтения с листа необходимы теоретические знания, достаточно развитый интонационно-ладовый слух и чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы и логики музыкальной мысли, умение выразительно передать ее содержание при исполнении. Таким образом, для чтения с листа требуется определенная предварительная подготовка: даже при хороших музыкальных данных без обучения читать с листа учащиеся не могут.

   А. Барабошкина пишет, что для того чтобы начать работу над чтением с листа, нужно владеть следующими навыками:

  1. Умением петь без поддержки инструмента;
  2. Чистотой, распевностью пения;
  3. Умением мысленно представлять себе звуки;
  4. Знанием нот и пониманием нотной записи.

   Работая над чтением с листа, педагог должен всегда учитывать, какой сложный процесс происходит в коре головного мозга ученика: «вижу, понимаю, мысленно представляю, исполняю».

   Особенное внимание нужно обратить на воспитание внутренних представлений.

   «Мысленно готовлюсь» — один из важнейших этапов в процессе чтения с листа. Умение представлять себе внутренним слухом звучание нотной записи, иначе говоря – «предслышать» написанное – главное условие для успешной работы над чтением с листа.

   Вся работа над развитием внутреннего слуха основана на осознании видимого нотного текста, на умении охватить его и понять.

   Для чтения с листа большое значен6ие имеет развитая память. Накопив в памяти путем тренировки на интонационных упражнениях звуковые представления элементов музыкальной речи, типичные обороты в мелодиях, в разных стилях. Мы тем самым создаем возможность, видя эти элементы в новом незнакомом тексте, предслышать их.

   Зрительный охват «горизонтальной», графической линии мелодии с ее взлетами и спадами должен вызвать немедленную реакцию во внутреннем слухе. Для этого полезно напевать мелодию на слоги или гласные (не называя нот), следя за линией мелодии.

   Для развития внимания и творческого воображения полезно читать с листа примеры с вариантами, где нужно представить себе звучание измененных оборотв.

   Педагогу следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их.

   Одним из важных принципов в обучении чтению с листа является последовательность, в нарастании трудностей, умение правильно подбирать примеры. Определение трудности примера требует анализа довольно большого числа признаков. Обычно считают главными признаками тональность ритмический рисунок наличие хроматизмов, модуляций и т.д.

   Помимо перечисленных, при выборе примеров для чтения с листа следует учитывать еще следующие признаки:

  1. Вокальные трудности. В первую очередь диапазон, а главное тесситура мелодии. Жанр также имеет большое значение: легче всего поются народные песни, мелодии для голоса (песни, романсы, арии). Труднее для исполнения инструментальная музыка.
  2. Метроритм и форма. Кроме ритмического рисунка на трудность примера влияет его структура. Повторность, квадратность формы всегда легче воспринимается чем более сложная неквадратная структура (с расширениями, дополнениями).

   Особую трудность представляют собой умение установить и выдержать правильный темп.

  Интонационные и ладогармонические трудности в большой степени зависят от стилистических и национальных особенностей каждого примера. Диатоника или хроматизмы и модуляции в стиле классиков значительно легче исполняются, чем в мелодиях романтиков и современных авторов. В процессе работы над развитием мелодического и гармонического слуха в сознании учащихся не накапливается достаточного количества интонаций и оборотов, близких языку современной музыки. То же можно сказать и о национальных особенностях мелодий. Надо стремиться как модно больше разнообразить репертуар для чтения с листа. Учить петь и читать новые, непривычные для слуха мелодии. Поэтому на занятиях следует использовать сборники разных авторов и главным образом те, содержание которых составляют примеры из музыкальной литературы разных стилей.

   Большое значение для развития навыка чтения с листа имеет эстетическая сторона подобранного примера, его выразительность, яркость и художественная ценность. Чем красивее мелодия, тем легче ученику, слушая свое исполнение, увлекаясь, творчески представлять себе дальнейшее развитие ее. Важна также логическая ясноять мелодии и, наконец, доступность примера для данного возраста, для данной аудитории.

   Педагог обязан специально работать над выбором примеров, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в воспитании навыка чтения с листа.

   Для того чтобы процесс чтения с листа протекал правильно и давал лучшие результаты следует приучить учащихся к определённому порядку действий:

  1. Бегло просмотреть пример, обратив внимание на отдельные кажущиеся трудными обороты.
  2. Осознать написанное. Проанализировать структуру примера, определить лад и тональность, отметить модуляции, характерную ритмическую фигуру, линию развития, штрихи, динамику.
  3. Настроиться в тональности и представить себе нужный темп.
  4. Мысленно представь себе первые такты или первую фразу. Это дает возможность в процессе пения все время как бы смотреть вперед.
  5. Во время пения слушать себя, чувствовать течение мелодии, логику ее развития, петь красиво.

   Особенно важно добиться единого темпа. Лучше сделать ошибки в ритме, чем петь то быстрее, то медленнее, или вообще останавливаться.

   Вопрос о качестве навыка, об умении петь с листа решает не количество прочитанных примеров, а разнообразие материала.


Меню