По определению Теплова, гармонический слух представляет собой способность воспринимать (в одновременности) множество звуков как единое целое.
Основную роль в этом восприятии играют эмоциональные ощущения, поэтому главный принцип методики развития слуха в целом сначала явление должно быть услышано, прочувствовано, а затем теоретически осмысленно.


В процессе восприятия многоголосия внимание может быть направлено на различные стороны звучания – на окраску аккорда (фонизм), на функциональное значение аккордов, созвучий, на их связи между собой, внимание может быть направлено на отдельные голоса или звуки аккордов созвучий (голосоведение).

Восприятие фонизма и значения функциональных связей основано на эмоциональном ощущении и меньше связано конкретной высотой звуков; третья сторона основана на рациональном сознании, на определении высоты каждого звука.


Педагогу важно воспитать осознание гармонии. Дать навыки овладения этой стороной слуха. Например, при развитии чувства лада, при изучении связей звуков обязательно используется гармония, т.к. при этом ощущение тяготений определяется ясное.
Главная задача – накопить слуховые впечатления, создать базу для дальнейшего развития гармонического слуха.

Одна из задач педагога – воспитать направленность внимания на те или другие стороны многоголосия, научить понимать гармонию. Для полноценного понимания гармонических явлений необходимы теоретические знания, т.к. благодаря им осмысливаются слуховые впечатления.
Большую сложность представляет собой работа над воспроизведением услышанного многоголосия, над закреплением многоголосных внутренних представлений.


Для развития гармонического слуха полезно как можно больше играть аккорды и вслушиваться в них.
Задача педагога – обратить особое внимание на выработку слушания комплекса звуков, иначе – на фоническую окраску аккордов.


Другой важной формой в развитии гармонического слуха является участие в создании многоголосия. Это, прежде всего пение в хоре, игра в ансамблях, гармонизация мелодии и другие активные формы, развития гармонического слуха.
Гармонический слух активно развивается при сочинении музыки, импровизации всякого рода.

Главная задача в работе над созданием многоголосия – воспитание чувства строя.
В практике работы над многоголосием существуют три разных направления:
1. Работа над двухголосием, начиная с канонов.
2. За основу берется воспитание чувства строя на наиболее удобных гармонических интервалах – терциях, секстах и на трезвучиях.
3. Изучение многоголосия начинается с народных песен подголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением.

Работа над двухголосием (и многоголосием) необходима и для выработки чистоты интонации: гармоническое слышание помогает почувствовать точную интонацию линии каждого голоса.
Особое значение для этого имеет установление связи мелодической линии с гармонией.
Развивая чуткость к гармонии, следует всячески активизировать творческую интуицию учащихся.
Воспитание чуткости к гармонии, творческой интуиции должно вестись на протяжении всего курса гармонии, при прохождении модуляций, сложных сочетаний. Очень полезна гармонизация мелодий по слуху.


В пособии Фридкина, «Чтение с листа» есть раздел, в котором дается задание – подобрать сопровождение к данным мелодиям и буквами указаны функции аккордов, которые надлежит взять.
Более эффективен другой метод. Р. Роми предлагает отдельно выписывать аккорды для гармонизации мелодии, которые можно использовать по своему усмотрению.
В «Музыкальной грамоте» Е. Давыдовой и С. Запорожец используется другой прием: к мелодии даны ступени, на которых можно по слуху подобрать тот или другой аккорд или ограничиться одним басовым голосом.


Дальнейшая работа над развитием гармонического слуха требует от педагога умения одновременно работать над его тремя сторонами: фонизмом, или окраской, функциональными связями и голосоведением.

Гармонический слух представляет собой совокупность трех сторон, в данной работе изложение основ методики преподавания мы даем по каждой стороне отдельно с тем, чтобы более подробно осветить задачи и пути их развития.
Фонизм – основан на эмоциональном восприятии и запоминании колорита созвучий.
При слушании окраски аккордом мелодическое положение не должно влиять на их осознание более того, чем разнообразнее будет расположение аккорда и его мелодическое положение, тем полнее и разнообразнее будет осознана его окраска.

I этап. Средний регистр. Определяется лишь понятие диссонанс и консонанс. Контрастные интервалы б.2, м.2 – ч.8; б.3, м.3 – м.7, б.7. Б53, М53 с обращениями. D7, М7, Ум VII7.
II этап. Средний регистр. Окраска аккордов и интервалов. Аккорды. Свободное многоголосное изложение. Определяется расположение.
III этап. Все регистры. Тоновая величина интервалов. Аккорды: Б53, М53, Ум53, Ув53, D7, М7, Ум VII7, Мвв7. Аккорды определяются в разных регистрах, но уже в строгом четырехголосном изложении, с обращениями.