Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Сложные задачи курса заставляют творческих, вдумчивых преподавателей искать новые пути, экспериментировать, совершенствовать педагогический процесс.

Педагог должен при этом ясно представлять себе возможности какого-либо методического приёма в постепенном нарастании трудностей, а также пути для достижения результатов на которые нацеливается программа.

В настоящее время на уроках сольфеджио используются 4 основных вида работы:

1. Интонационные упражнения;

2. Анализ на слух;

3. Чтение с листа;

4. Запись музыки (диктант).

Все они должны обеспечить развитие разных сторон слуха и способствовать выработке навыков чтения с листа и записи.

Разнообразные интонационные упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются средством развития сторон слуха.

В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа.

Иногда у педагогов возникает вопрос – можно ли обойтись без интонационных упражнений? Да, можно, но только тогда, когда учащийся обладает отличными слуховыми и вокальными данными.

В большинстве же случаев интонационные упражнения необходимы, так как они дают возможность постепенно отрабатывать возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка, наиболее быстро подводят к основной цели – умению сольфеджировать и слышать. Одно из условий успешной работы над интонационными упражнениями состоит в том, что они не должны быть оторваны от художественной музыкальной литературы.

Процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет 4 стадии:

1. Ознакомление;

2. Слушание;

3. Запоминание, путем многократного повторения;

4. Умение точно, красиво и быстро воспроизвести.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков:

1. По количеству голосов (одноголосие и многоголосие).

2. Упражнения в ладу;

3. От отдельно взятого звука;

4. С аккомпанементом;

5. Без сопровождения;

Все эти методы должны прорабатываться параллельно. Ритм при пении лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный. Когда интонационные упражнения (гаммы, интервалы) уже освоены возможно варьирование ритма и темпа. При работе над строем, при пении аккордов возможно исполнение без четкого ритмического оформления – по указанию педагога.

Возможны специальные ритмические упражнения:

1. На сольмизацию (название нот без пения в заданном ритме);

2. На воспроизведение ритма, пения путем выстукивания;

3. На выстукивание ритмического сопровождения мелодии.

Интервалы и их разрешения необходимо петь вверх и вниз.

Аккорды рекомендуется пропевать во всех возможных комбинациях.

В процессе пения упражнений следует менять темп и штрихи (легато, стаккато).

Особенно важно варьировать настройки. Задача настройки – помочь войти в сферу тональности и удержать ее в памяти.

1. Настройка играется педагогом.

2. Педагог играет тоническое трезвучие, учащиеся поют гамму, каденцию и т.д.

3. Педагог дает один звук – тоника, ученики пропевают всё самостоятельно.

4. Педагог дает начальный звук мелодии, называет ступень – ученики сами отыскивают тонику и настраиваются.

5. Настройка по камертону (звук ля).

6. Самостоятельная настройка на произвольной высоте (поется на слоги).

7. Перестройка от предыдущей тональности (по памяти).

Работая над чистотой интонаций, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учащихся.

Многие педагоги в начале урока проводят хоровое распевание. В него обычно включаются:

1. Упражнения на дыхание, для протяжного пения;

2. Упражнения для развития легкости и подвижности голоса;

3. Упражнения для укрепления и расширения диапазона голоса.

Любое упражнение, а тем более примеры по сольфеджио должны быть не только точно проинтонированы, но красиво и музыкально исполнены.

Основные требования, которые можно предъявлять к качеству пения:

1. Пение legato.

2. Свободное организованное дыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в тексте упражнениям.

3. Пение легким звуком с динамикой от piano до mezzo forte.

4. Четкое, ясное произнесение названий нот или текста.

5. Осмысленность, выразительность исполнения.

Материалом для интонационных упражнений могут быть тетрахорды, гаммы, ступени гаммы, попевки, интервалы, аккорды, последовательности, секвенции тональные и модулирующие, распевы, настройки, песни.

Вначале каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой, затем постепенно переходить к пению a capella. Многоголосные упражнения следует включать в работу как можно раньше (со 2 класса ДМШ) и дальше вести работу параллельно.

В процессе развития слуха учащиеся нуждаются не только в знаниях, но и обязательно в практической проработке каждого понятия. Поэтому петь на слоги, подбирать и импровизировать нужно и детям и взрослым.