Другой разновидностью существующих ладовых систем являются так называемые гармонические системы. В них за основу берется аккорд-гармония тоники, субдоминанты и доминанты, а ступени лада рассматриваются только как звуки, составляющие аккорд той или иной функции.

Много внимания уделяется фигурациям разного рода и вариантам использования в мелодии звуков разложенных аккордов.

Работа над мелодией предлагается лишь в конце перед разделом полифонии, но опять мелодия представляет собой мелодизированную гармоническую схему.

При всей важности развития гармонического слуха такой метод приводит к недооценке мелодии как главного выразительного средства. Именно мелодия должна быть основой сольфеджио.

Большой интерес представляет собой система И. Йорсильда. Поскольку средством для тональных сдвигов чаще всего являются секунды, терции, кварты и, главным образом полутоны – за основу методики развития слуха в данном пособии взяты именно эти интервалы. Но интервалы здесь рассматриваются не как застывшее соотношение ступеней тональности, а как активные интонации, дающие новое направление мелодии.

Учебник Йорсильда начинается с упражнений в пении различных тетрахордов. Задача – научить правильно интонировать полутон и целый тон. Одно из следующих упражнений реализует это умение — появление хроматического полутона или тона в поступенном движении ведет к перестройке (изменению) тональности.

Все упражнения составлены автором. В дополнении дана небольшая хрестоматия с интересным подбором примеров.

В последнее время появилось много приверженцев венгерской релятивной системы (относительной). Созданной Кодаем на основе венгерской народной музыки (методы Руссо, Шеве и т.д.).

Особенность релятивной системы состоит в том, что слоговые названия звуков применяются только для обозначения ступени гаммы любой тональности.

Таким образом, в Венгрии применяются две системы сольфеджирования: относительна и абсолютная. Начальный период (до 4 класса ДМШ) идет целиком по релятивной системе. Большое внимание уделяется ритмическому воспитанию, пение упражнений, песен происходит сразу в любых тональностях на любой высоте.

Но самое главное преимущество венгерской системы в том, что обучение начинается не с полного звукоряда, а с простейших мелодических попевок.

Наряду с записью на нотоносце делается графическое изображение нот без нотоносца, позволяющее исполнять попевку в любой тональности. Порядок включения новых интонаций с использованием новых звуков связан с особенностями венгерской народной музыки.

Принцип воспитания чувства лада не на механическом пропевании гаммы, а на разучивании выразительных народных попевок очень хорошо. Но отсутствие связи со специальностью, ограничение музыкального материала диатоническими ладами – недостатки этой системы.

Одна из важнейших задач сольфеджио – научить чисто петь с листа. Основное требование в любой системе: всестороннее развитие слуха, не ограниченное формированием какого-либо навыка, развитие общей музыкальности кругозора, музыкального мышления и творческой инициативы.

Интерес к релятивной системе привел эстонского педагога Х. Кальюсте к разработке своей методики начального обучения детей по принципу относительной системы. Звуки ступени гаммы, названы им несколько иначе: ё-ле-ми-на-зо-ра-ти.

На занятиях применяются любые тональности, используются ручные знаки, ритмические инструменты, а также хлопки, шаги. Введение этой методики в общеобразовательных школах дает хорошие результаты в музыкальном развитии учащихся в овладении навыком чтения с листа. Однако, в условиях занятий сольфеджио в музыкальных заведениях эта система вряд ли пригодна из-за отсутствия теоретических знаний у учеников и неизбежности переучивания на общепринятую нотацию.

Ленинградский педагог ДМШ А. Барабошкина в своей методике исходит из постепенного накапливания интонаций. Она начинает с прибауток на одном звуке, затем на двух соседних, на трех и т.д. Материалом служат русские народные и детские песни.

В области профессионального музыкального образования в музыкальных училищах и ВУЗах много нового вносят появившиеся за последнее время различные учебные пособия авторами которых являются ведущие педагоги: Островский, Алексеев, Блюм, Мюллер и другие. Основное их направление – усложнение и расширение мелодических и гармонических средств в осваиваемом музыкальном материале.

В разных системах и методиках есть много полезных приемов развития музыкального слуха. Но при этом нельзя забывать о том, что использовать лучше прогрессивное, не противоречащее основным принципам, задачи которой можно сформулировать так:

1. Способствовать всемирному развитию общей музыкальности и творческому отношению к музыке.

2. Развивать все стороны музыкального слуха, как основу для практических навыков (чтения и записи).

3. Использовать метод сознательного обучения и развития мышления и самостоятельности.

4. Развивать слух на лучших образцах современной музыкальной литературы, на народных песнях и т.д.