Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика.

Шуман в своей книге «Жизненные правила для музыкантов» писал: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами».

Глинка: «Следует обращать больше внимания на верность, а потом на непринужденность голоса».

Г. Нейгауз рекомендовал для развития воображения и слуха ученика выучивать вещи наизусть не прибегая к роялю.

Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» различны.

Музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей, куда входят кроме музыкального слуха, также сила, богатство и инициативность воображения; особая концентрация душевных сил, внимания; волевые особенности, организованность, целеустремленность и любовь к музыке.

Эмоциональное и сознательное отношение к музыке неотделимы друг от друга. Музыкальный слух является именно тем проводником, благодаря которому мы можем синтезировать эти два отношения.

Б. Теплов: «Музыкальное переживание по самому существу своему – эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки».

Музыкальность – это не только совокупность врожденных задатков человека, но и результат развития, воспитания, обучения.

Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из следующих взаимосвязанных компонентов: звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха.

Римский-Корсаков много сил и внимания отдавал музыкальной педагогике.

Звуковысотный слух, который Римский-Корсаков называет «слухом строя», он определяет как «способность посредством которой ухо отличает интервалы музыкальные от интервалов неупотребительных в музыке, т.е. стройность, иль настройку, от нестройности или расстроенности»

Слух ладовый он определял как способность различать и определять отношения между высотами разных звуков, что дает возможность воспроизводить интервалы и определять их величину, узнавать аккорды и т.д.

Чувство метроритма. Римский-Корсаков выделяет чувство темпа как способность придавать равным ритмическим единицам одну установленную сначала длительность, и чувство размера как способность находить и определять отношения между ритмическими единицами, к этому он добавляет архитектонический слух или чувство музыкальной логики, т. е. способность слышать голосоведение, соотношение аккордов между собой.

По Теплову «Мелодический слух есть качественное своеобразие восприятия мелодии, проявляющееся в особенностях самого восприятия, в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувствительности к точности интонации.» (Из книги Б. Теплов «Проблемы индивидуальных различий»)

Ладовое чувство есть эмоциональное переживание определённых отношений между звуками.

Гармонический слух – это «переход от простого ощущения к сложному», переход от восприятия единства к восприятию единства и множества одновременно.

Чувство метроритма – простейшее первичное проявление музыкальности, заключающееся в ощущении равномерности, подчиненной размеру и художественным задачам; это осознание и воспроизведение разных длительностей.

Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из ряда взаимопроникающих компонентов:

1. Звуковысотный слух, чувство лада и чувство метроритма, вместе составляющие музыкальный слух.

2.  Ощущение фонической краски аккордов, восприятие множества звуков как единого целого, чувство строя, ансамбля и   функциональных связей, вместе составляющие гармонический слух.

По характеру восприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется на относительный и абсолютный.

Относительный слух – это способность воспроизводить и воспринимать звуки, интервалы и их ладовые взаимоотношения только сравнительно с заданной тональностью или с данным звуком.

Абсолютный слух – это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков без сравнения с каким-нибудь исходным звуком.

Абсолютный слух может быть пассивным, т. е. означает способность узнавать высоту, базируясь на тембровых критериях, но при этом не может воспроизвести самостоятельно отдельные звуки или тональности.

Активный абсолютный слух предполагает способность человека не только узнавать, но и воспроизводить любую заданную или записанную высоту.