1. Подготовительные формы.
— Переписывание нотного текста.
— Подбирание на фортепиано знакомой мелодии и затем самостоятельная запись ее на нотном стане.
— Письменное транспонирование подобранных знакомых мелодий.
— Упражнения в графической фиксации линии мелодии. Одна из наиболее удачно примененных практикой форм фиксации – фиксация звуков горизонтальными черточками.
— Устные диктанты.
— Ритмическое оформление записанных на доске нот, составляющих знакомую мелодию.
— Фиксация разных длительностей, составляющих знакомую мелодию, различными приемами.
— Диктанты-вариации.
— Диктант с «ошибками».

2. Различные формы диктантов.
Все подготовительные формы, когда учащиеся не записывают самостоятельно и полностью мелодию, имеют своей целью воспитать правильные навыки и подготовить к самостоятельной записи диктантов.
— Диктант показательный.
— Диктант с предварительным устным анализом.
— Диктант эскизный, по частям. Подобная разновидность диктанта должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью самостоятельно, без напоминаний педагога. Особенно целесообразна эта форма для многоголосных диктантов.
— Диктант с настройкой и в произвольной тональности. Полезно привлекать учащихся к определению тональности, основываясь на чувстве тональной краски. Иногда следует давать диктанты без определения тональности. Настройка при этом играется или поется без названия нот. Такая форма диктантов полезна для работы над «самодиктантом», т.е. записью знакомых мелодий по памяти.
— Диктанты для развития памяти.
а) Пример играется 2-3 раза. Каждый учащийся после прослушивания записывает то, что успел запомнить.
б) Пример играется 3-4 раза, проверяется его запоминание, а затем учащиеся приступают к записи.
— «Самодиктант» или запись знакомой музыки.
Чередуя в процессе работы разные формы диктантов, педагог обеспечивает усвоение учащимися правильной методики работы.