Практические приемы работы над чтением с листа.
- Начальный период обучения. Чтение написанных нот.
- Пение знакомой мелодии:
- сольфеджируя;
- глядя на ноты, воспроизводить ритм знакомой песни;
- по нотному тексту, мысленно, не пропевая вслух найти знакомую песню.
Задача этого периода — установить связь между видимыми знаками и звучащей знакомой мелодии.
- Глядя в ноты, представить звучание и затем спеть мелодию.
Пение на слоги, по указке в настроенной тональности. Воспроизведение записанного ритма со счетом вслух. Пение отдельных фраз, оборотов по нотам.
- Подготовка к прочтению с листа
Словесный анализ нотного текста: лад, тональность, форма, структура.
Пропевание отдельных мелодических оборотов из примера. Сольмизация с дирижированием. Мысленное узнавание мелодий, выученных по нотам.
- Тренировка
- Разучивание примеров, пройденных в классе или предварительно проигранных на инструменте.
Задача — качество пения и свобода жеста.
- Пение в разных темпах выученного примера.
Задача – развитие техники, умение удержать данный темп.
- Пение с транспозицией на заданный интервал, пение в разных тональностях с названием нот.
Задача – выработка свободы в названии нот и ориентации в разных тональностях.
- Сольфеджирование наизусть – вначале в выученной тональности, затем в других тональностях.
Задача – укрепление связи между звуком и его названием.
- Пение без названий нот, на слоги или гласные.
Задача – видя нотную запись, координировать ее линию развития с движениями голосового аппарата.
- Пение вслух и про себя.
Задача – закрепление четкости внутренних представлений.
- Выучивание примера по нотам мысленно и затем исполнение его наизусть. При этом не обязательно, выучив, спеть его на слоги или на гласную.
Задача – проверка точности внутренних представлений, способности слышать музыку, видя ноты.
- Работа над развитием чувства ритма при чтении с листа может быть организована весьма разнообразно:
- Сольмизация или воспроизведение ритмического рисунка в двух-, трехголосных примерах.
- Полезна также сольмизация двух-, трехголосных примеров, особенно полифонического склада с более трудным ритмом.
- Вся работа над воспитанием и развитием навыка чтения с листа ведется обязательно без сопровождения, без подыгрывания на инструменте. Рекомендуется проводить чтение с листа при закрытой крышке рояля или сидя за столом.
- Одним из главных методических вопросов, возникающих при этом будет вопрос о том, как же исправлять ошибки учеников.
- Вместо подпевания или подыгрывания лучше использовать гармоническую поддержку.
- Педагог должен по настоящему помочь ученику воспитать самостоятельность.
- Для того чтобы научить ученика самостоятельному чтению с листа, можно рекомендовать следующие приемы:
- Петь одному, стоя у стола, за партой, то ест так, чтобы не видеть клавиатуры инструмента.
- Стремиться пропеть весь пример от начала до конца, не останавливаясь даже если будут ошибки.
Воспитывая самостоятельность, педагогу следует научить ученика самого исправлять свои ошибки.
Никогда не следует торопить ученика с началом пения, пусть лучше хорошо продумает, представит себе мелодию, а потом начнет.
Педагог должен уметь раскрыть причину ошибок.
Работая над чтением с листа, педагог должен быть очень внимателен к каждому ученику, проявлять большое терпение.
Каждый выученный пример полезно выучить с сопровождением, выразительно, красиво, с динамикой, чтобы не лишить учащихся эстетического удовлетворения от своей работы.
Для беглого чтения используется материал более легкий, основанный уже на пройденном и закрепленном.
- Приемы беглого чтения очень разнообразны. Так, например, можно рекомендовать петь:
- хором, с предварительной настройкой;
- по группам и цепочкой (по фразам);
- чередуя пение вслух и про себя;
- с предварительным словесным анализом;
- индивидуально в произвольной тональности;
- с предварительно прочтенным текстом;
- в ключах, в транспорте и т.д.
Особое место должно занимать исполнение с листа произведений (или отрывков) из художественной литературы с сопровождением фортепиано.
Такое чтение очень увлекает учащихся, воспитывает их исполнительский вкус, доставляет эстетическое удовольствие, приучает к одной из форм домашнего музицирования.
В качестве подготовки можно рекомендовать просмотреть музыку прочитать весь текст в ритме мелодии, обдумать начало на основе гармонии вступления и только затем исполнить произведение полным голосом, выразительно и грамотно, в нужном темпе.
Аккомпанемент отличает интонирование мелодии если ученик чувствует и слушает гармонию. Кроме того, аккомпанемент организует процесс пения, заставляет держать темп правильно вступать после пауз и цезур. Наряду с чтением без сопровождения эта форма пения с листа очень развивает музыкальность учащихся, их вокальные навыки.
Форма беглого чтения полезно использовать на всем протяжении работы. При этом, разумеется, примеры должны соответствовать уровню развития учащихся.
- Применительно к многоголосному чтению с листа можно использовать такие приемы:
- предварительно пропевание отдельных партий;
- пропевание с выстраиванием отдельных аккордов, т.е. пение с нарушением ритма, с остановками на нужных аккордах;
- пение на гласные и с закрытым ртом (на «м»);
- пение в разных темпах.
В итоге отметим наиболее важные положения, касающиеся работы над чтением с листа:
- Чтение с листа – это навык, являющийся результатом развития слуха и обучения. Им определяется уровень профессиональной подготовки музыканта.
- Основная задача – уметь правильно и постоянно увеличивать трудности, понимать причины недостатков каждого учащегося, воспитать правильный процесс чтения.
- В работе надо использовать и чередовать разные формы – подготовительные упражнения, разучивание и тренировки, собственно чтение с листа.
- Необходимо неустанно следить за качеством исполнения, не удовлетворяться примерным ритмом и приблизительной интонацией.
Рекомендуется широко использовать для пения примеры из музыкальной литературы, а так же различные пособия и сборники.