Практические приемы работы над чтением с листа.

  1. Начальный период обучения. Чтение написанных нот.
  • Пение знакомой мелодии:
  • сольфеджируя;
  • глядя на ноты, воспроизводить ритм знакомой песни;
  • по нотному тексту, мысленно, не пропевая вслух найти знакомую песню.

Задача этого периода — установить связь между видимыми знаками и звучащей знакомой мелодии.

  1. Глядя в ноты, представить звучание и затем спеть мелодию.

Пение на слоги, по указке в настроенной тональности. Воспроизведение записанного ритма со счетом вслух. Пение отдельных фраз, оборотов по нотам.

  1. Подготовка к прочтению с листа

Словесный анализ нотного текста: лад, тональность, форма, структура.

Пропевание отдельных мелодических оборотов из примера. Сольмизация с дирижированием. Мысленное узнавание мелодий, выученных по нотам.

  1. Тренировка
  • Разучивание примеров, пройденных в классе или предварительно проигранных на инструменте.

Задача — качество пения и свобода жеста.

  • Пение в разных темпах выученного примера.

Задача – развитие техники, умение удержать данный темп.

  • Пение с транспозицией на заданный интервал, пение в разных тональностях с названием нот.

Задача – выработка свободы в названии нот и ориентации в разных тональностях.

  • Сольфеджирование наизусть – вначале в выученной тональности, затем в других тональностях.

Задача – укрепление связи между звуком и его названием.

  • Пение без названий нот, на слоги или гласные.

Задача – видя нотную запись, координировать ее линию развития с движениями голосового аппарата.

  • Пение вслух и про себя.

Задача – закрепление четкости внутренних представлений.

  • Выучивание примера по нотам мысленно и затем исполнение его наизусть. При этом не обязательно, выучив, спеть его на слоги или на гласную.

Задача – проверка точности внутренних представлений, способности слышать музыку, видя ноты.

  1. Работа над развитием чувства ритма при чтении с листа может быть организована весьма разнообразно:
  • Сольмизация или воспроизведение ритмического рисунка в двух-, трехголосных примерах.
  • Полезна также сольмизация двух-, трехголосных примеров, особенно полифонического склада с более трудным ритмом.
  • Вся работа над воспитанием и развитием навыка чтения с листа ведется обязательно без сопровождения, без подыгрывания на инструменте. Рекомендуется проводить чтение с листа при закрытой крышке рояля или сидя за столом.
  1. Одним из главных методических вопросов, возникающих при этом будет вопрос о том, как же исправлять ошибки учеников.
  • Вместо подпевания или подыгрывания лучше использовать гармоническую поддержку.
  • Педагог должен по настоящему помочь ученику воспитать самостоятельность.
  1. Для того чтобы научить ученика самостоятельному чтению с листа, можно рекомендовать следующие приемы:
  • Петь одному, стоя у стола, за партой, то ест так, чтобы не видеть клавиатуры инструмента.
  • Стремиться пропеть весь пример от начала до конца, не останавливаясь даже если будут ошибки.

Воспитывая самостоятельность, педагогу следует научить ученика самого исправлять свои ошибки.

Никогда не следует торопить ученика с началом пения, пусть лучше хорошо продумает, представит себе мелодию, а потом начнет.

Педагог должен уметь раскрыть причину ошибок.

Работая над чтением с листа, педагог должен быть очень внимателен к каждому ученику, проявлять большое терпение.

Каждый выученный пример полезно выучить с сопровождением, выразительно, красиво, с динамикой, чтобы не лишить учащихся эстетического удовлетворения от своей работы.

Для беглого чтения используется материал более легкий, основанный уже на пройденном и закрепленном.

  1. Приемы беглого чтения очень разнообразны. Так, например, можно рекомендовать петь:
  • хором, с предварительной настройкой;
  • по группам и цепочкой (по фразам);
  • чередуя пение вслух и про себя;
  • с предварительным словесным анализом;
  • индивидуально в произвольной тональности;
  • с предварительно прочтенным текстом;
  • в ключах, в транспорте и т.д.

Особое место должно занимать исполнение с листа произведений (или отрывков) из художественной литературы с сопровождением фортепиано.

Такое чтение очень увлекает учащихся, воспитывает их исполнительский вкус, доставляет эстетическое удовольствие, приучает к одной из форм домашнего музицирования.

В качестве подготовки можно рекомендовать просмотреть музыку прочитать весь текст в ритме мелодии, обдумать начало на основе гармонии вступления и только затем исполнить произведение полным голосом, выразительно и грамотно, в нужном темпе.

Аккомпанемент отличает интонирование мелодии если ученик чувствует и слушает гармонию. Кроме того, аккомпанемент организует процесс пения, заставляет держать темп правильно вступать после пауз и цезур. Наряду с чтением без сопровождения эта форма пения с листа очень развивает музыкальность учащихся, их вокальные навыки.

Форма беглого чтения полезно использовать на всем протяжении работы. При этом, разумеется, примеры должны соответствовать уровню развития учащихся.

  1. Применительно к многоголосному чтению с листа можно использовать такие приемы:
  • предварительно пропевание отдельных партий;
  • пропевание с выстраиванием отдельных аккордов, т.е. пение с нарушением ритма, с остановками на нужных аккордах;
  • пение на гласные и с закрытым ртом (на «м»);
  • пение в разных темпах.

В итоге отметим наиболее важные положения, касающиеся работы над чтением с листа:

  • Чтение с листа – это навык, являющийся результатом развития слуха и обучения. Им определяется уровень профессиональной подготовки музыканта.
  • Основная задача – уметь правильно и постоянно увеличивать трудности, понимать причины недостатков каждого учащегося, воспитать правильный процесс чтения.
  • В работе надо использовать и чередовать разные формы – подготовительные упражнения, разучивание и тренировки, собственно чтение с листа.
  • Необходимо неустанно следить за качеством исполнения, не удовлетворяться примерным ритмом и приблизительной интонацией.

Рекомендуется широко использовать для пения примеры из музыкальной литературы, а так же различные пособия и сборники.