О мелодических принципах развития мелодического слуха на ладовой основе и о точности интонации.

Интонационный слух – один из важнейших компонентов музыкальных способностей. Его свойство — способность воспринимать, запоминать и воспроизводить звуки разной высоты. Главное внимание в сольфеджио уделяется изучению связей звуков, мелодии. Поэтому лучше это свойство слуха называть не интонационным, а мелодическим слухом, а именно способностью воспринимать, запоминать и воспроизводить мелодию.

Психофизиологическая основа мелодического слуха – образование рефлексов на отношение, как при слушательском восприятии, так и при певческом воспроизведении.

В мелодическом слухе большое значение имеет интонационная сторона. В работе над развитием мелодического слуха интонация понимается как мелодический оборот и как правильность, чистота звучания.

Теплов дает следующее определение: «Ладовое чувство есть эмоциональное переживание определенных отношений между звуками».

Все эти ощущения связаны не с конкретной высотой звуков, а лишь с их взаимоотношением, они не могут возникнуть при восприятии случайных, отдельных звуков. Только звуки мелодии, звуки, организованные в ладу, могут создавать эти ощущения.

Воспитание чувства лада должно проводиться на любой, самой разной высоте причем на первом этапе не обязательно базироваться на знании нот.

Очень важно до освоения теоретических знаний тональностей воспитывать чувство лада на разной высоте, вырабатывать умение чувствовать тональность, удерживать ее строй, свободно воспроизводить ступени и импровизировать в любой данной тональности.

Невнимание к высотной окраске тональностей является важным недостатком в практике преподавания сольфеджио.

Работа над развитием чувства лада во всем его многообразии, ее усложнение должны идти на протяжении всего обучения; нельзя ограничиваться начальным периодом, т.е. ДМШ и первыми курсами музыкального училища.

I этап – воспитать чувства тональной устойчивости, умение сохранить тональность, чувство тональной перспективы на достаточном протяжении, освоить диатонику на любой высоте.

II этап – воспитание способности «преодолевать» диатонику. Освоение альтерации ступеней, затем-хроматических вспомогательных и проходящих основано на диатонике в пределах данной тональности.

Говоря о мелодических основах развития и воспитания ладового чувства, нельзя не учитывать роли гармонии. Именно гармония, аккорды, звуковые комплексы, благодаря своей выразительности и эмоциональной яркости при восприятии, помогают осознанию ладовых связей.

При работе над развитием мелодического слуха на ладовой основе нельзя ограничиваться одноголосным пением, a capella, нужно широко использовать гармонизацию мелодии, гармоническое сопровождение.

Уровень развития мелодического слуха, во многом определяется точностью интонирования при воспроизведении мелодии.

П. Чесноков предлагает схему интонирования ступеней с относительным повышением или понижением, ступеней мажорной и минорной гаммы при движении вверх или вниз. Он считает, что интонирование в хоре тоники минора в основном устойчивое к повышению, быть более легким, а тоника мажора-интонируется плотно и устойчиво.

Чесноков делит интервалы на 4 группы:

  1. Все большие интервалы с тенденцией к повышению верхнего звука (одностороннее расширение);
  2. Все малые интервалы – с тенденцией к понижению верхнего звука.
  3. Чистые, требующие полной устойчивости обоих звуков.
  4. Увеличенные и уменьшенные интервалы требующие двухстороннего расширения и суживания.

Теория Гарбузова доказывает, что величина интервала в зависимости от его ладового положения изменяется в пределах определенной зоны. Например б.3 ре-фа# в Ре мажоре на I ступени значительно шире, чем ре-фа# в Ля мажоре между IV и VI ступенями. Лад определяет большую интонационную гибкость.

Исследования Ю. Рагса показывают, что в практике нет единой величины интервалов.

Чистота интонирования есть способность ощущать и уточнять высоту звуков в связи с ладом и на основе осознания роли каждого звука в развитии мелодии.

Работа над чистотой интонирования – одна из важнейших и самых трудных задач в курсе сольфеджио.

Особое значение в процессе развития интонационного слуха приобретает пение, и работа над певческими навыками является одной из главных задач педагога.

Выработка правильных певческих навыков – одно из наиболее необходимых условий при работе над чистотой интонирования.

На начальном этапе развития интонационного слуха большое значение приобретает изучение интервалов. Тренировка в интонировании интервалов от отдельных звуков служит накоплению внутренних музыкальных представлений.

В методике изучения интервалов всегда существовали разные направления.

Абсолютные системы опираются на ступеневую величину интервалов в них предлагается отсчитывать цифрами ступени мажорного или минорного лада.

Другое направление совсем отрицает значение интервала вне лада, заменяя интонацию интервала сочетанием двух ступеней.

Таким образом, для создания прочной слуховой базы чистого интонирования необходима выработка четких слуховых представлений об интервалах и о взаимоотношениях ступеней лада.

Работа над чистотой интонирования имеет своей конечной целью – воспроизведение голосом музыкальных произведений.

Работая над развитием интонационного слуха следует всячески укреплять связь между зрительными, пространственными представлениями и их звуковым воплощением.

В развитии интонационного слуха особенно большое значение имеет воспитание слуховых представлений, являющихся основой всякого интонирования.

Без воспитания чувства самоконтроля нельзя добиться нужных результатов ни в чистоте интонирования, ни в умении читать с листа. Поэтому необходимо работать над развитием слушательского рефлекса, как основы накопления в памяти звуковых образов.

Таким образом, в основе работы над развитием мелодического и интонационного слуха лежит воспитание слушательского и певческого рефлексов.

  1. Воспитание чувства лада и ладовых связей звуков.
  2. Изучение и закрепление слуховых представлений элементов музыкального языка.
  3. Выработка правильных певческих навыков.
  4. Умение оперировать слуховыми представлениями и знаниями для воплощения их в пении.

Умение слушать и оценивать качество пения.