Владимир - Ноя 23rd, 2014

Развитие сольфеджио в России.

Развитие сольфеджио в России тесно связано с деятельностью хоровых капелл и церковных хоров.

Д. Локшин в своей книге «Хоровое пение в русской школе» интересно и детально прослеживает историю хорового дела, обучения и развития слуха в различных хоровых коллективах. Особое значение имело обучение пению в XVI-XVII веках в так называемых братских школах, в уставе которых было сказано, что «Сперва научаются складывать буквы, затем обучаются грамоте, церковному порядку, чтению и пению».

В это же время создаются профессиональные придворные и боярские хоры, где обучали пению по нотам, по учебникам на «нотах линейных». Посредством линейной системы скорее совершалось обучение пению, а в этом и состояла главная цель этих- школ.

В результате накопленного опыта преподавания в XVII веке появляются первые русские учебники сольфеджио: «Азбука» А. Мезенца и «Мусикийская грамматика» Н. Дилецкого.

Дилецкий предлагал вначале облегчающий и заинтересовывающий учащихся способ объяснения нот на 5 пальцах, затем на «лестнице» и уже в заключении на нотном стане.

Дилецкий: «Хотяще во пении голосом восприяти шестую (т.е. интервал сексты), да имеет в уме октаву и тако се оной удобнее возьмет октаву. Такожде поюще в уме септиму содержи в уме октаву и удобнее и совершенно оную гласом изобразивши».

«Азбука» Мезенца построена вся на пятилинейной системе, используются слоговые названия звуков.

В обучении пению всё сильней вырисовывается главная техническая задача – научить читать ноты. Основой становится абсолютная система сольмизации, в преподавании господствует муштра, зубрежка.

В XIX веке усиливается борьба прогрессивной части русского общества против засилья иностранных влияний, за народность искусства. Взамен схоластического сухого изучения теории музыки, зазубривания нот и интервалов выдвигается эстетическая сторона обучения музыке, воспитания на худ. образцах; все больше внимания уделяется развитию слуха, сознательности восприятия.

Лучшие музыканты того времени своей деятельностью способствуют формированию национальной русской культуры и музыкально-педагогических принципов. Среди них: Глинка, Варламов, Одоевский, Стасов, Серов.

Глинка преподавал в оперном театре, в театральном училище и в Придворной певческой капелле. Изучение нот, вернее обучение пению по нотам, Глинка непосредственно связывал с упражнениями по вокалу, строя всё на развитии слухового восприятия.

Б. Асафьев так раскрывает интонационно-слуховой метод Глинки: «Не тупое заучивание, хотя бы и с листа, а постоянное осмысление памяти и контроль за этим».

О необходимости при воспитании музыканта не только обучать его чтению нот, но и формировать музыкальный вкус , о важности всестороннего развития слуха писали и говорили многие передовые музыканты (Серов, Писарев, Боткин).

Борьба с догматизмом и схоластикой занимает большое место в работе Одоевского. При обучении пению по нотам он считает центральным вопрос о взаимосвязи слуховых и зрительных представлений.

Восставая против механического обучения по нотам без предварительной подготовки слуха, Одоевский видит в том, чтобы приучить ученика соединять в своем понятии звук написанный со звуком слышимым.

Одоевский поддерживает цифровую методу Шефе, считая ее педагогическим удобством, «первой ступенькой к нотной системе».


Меню