Искусство неолита и бронзового века

К эпохе неолита (новый каменный век) и бронзового века относятся изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства — керамика, обработка металла. Люди стали делать луки, стрелы, глиняную посуду. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, — огнеупорная глина. Художественный язык керамики — язык, благодаря которому сохраняется память о данной общности. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа — камень, дерево, кость.

Развитие производительных сил ведет к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития — к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы — знаки-символы, которые известны во всех местах обитания человека.

Первобытные жилища и погребения

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений — крепости.

Чаще всего они представляли собой сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней лесной полосе Европы со второй половины I тыс. до н. э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. Термин “стоянка” очень условен. Сейчас он вытесняется понятием “поселение”. Особое место занимают мезолитические поселения, так называемые “кухонные кучи” (они действительно похожи на длинные кучи отбросов устричных раковин). Эти виды памятников были обнаружены в Дании. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.

Стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие древние города — все это поселения.

Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения — мегалитические погребения (от гр. Megas — большой, lithos — камень), т. е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, — дольменов, менгиров.

В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского tol — стол и men — камень). Менгиры (от бретонского men — камень и hir — длинный) — длинные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 м и весом около 300 т. В Карнаке (во Франции) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе — кромлех (от бретонского crom — круглый и lech — камень). Кромлехи — культовые сооружения.

Верования в первобытном обществе

В древнем человеческом обществе верования являли собой реакцию совокупной личности на ее восприятие совокупной Вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от лат. anima — дух, душа) — наделении природных явлений человеческими качествами.

Наиболее древней формой религии является магия (от гр. mageia — волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Известный английский религиовед и этнограф Джеймс Фрезер в работе “Золотая ветвь” отмечает, что магическое мышление основывается на двух принципах симпатической магии (закон симпатии). Первый он называет гомеопатической магией, или законом подобия, второй — контагиозной магией (законом контакта), в него он включает колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения. Вероятно, наиболее привычным применением принципа “подобное производит подобное” являются предпринимавшиеся многими народами в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению.

Разновидностью магии является вера в сверхъестественные свойства материальных вещей — как природных, так и сделанных человеком.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю живым: деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим “братом” и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным. Тотемизм — вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях, а также в традициях и быту народов мира.

Искусство первобытной эпохи послужило базой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными людьми.