История джаза начинается уже много десятилетий. За это время джаз на своей родине в США неоднократно умирал, возрождал кризисные процессы, причины и развитие которых неожиданны, порой не ясны, не всегда с достаточной полностью исследованы и раскрыты. И это понятно. В развитии джаза – одного из симптоматичных явлений искусства XX столетия отразились многие проблемы неспокойного века: обострение социально – классовых противоречий, рост самосознания угнетённых наций и народов, проблемы духовности и морали в бурном обществе. Иными словами, до сих пор не существует единого мнения о том, что является лишь подделкой. Уже в 20 – е годы молодое, яркое и самобытное искусство негров попадает в руки капиталистических предпринимателей. Из бедных негритянских кварталов Нью-Йорка и Нью-Орлеана джаз перебирается в рестораны и дансинги, где благодаря искусства корифеев Д. Эллингтона и Л. Армстронга и других, заложивших фундамент джазовой классики стремительно завоёвывает всё более широкий круг почитателей. В результате переноса вокальной, негритянской музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка – джаз. Специфическая ритмическая пульсация является первым основным элементом джаза. Второй элемент – инструментальная техника, непосредственно восходящая к негритянскому пению.

История Луи Армстронга – это в какой-то мере история джаза. Детство Армстронга ( род.4 июля 1900 г. В Нью – Йорке ) прошло в одном из густонаселённых кварталов города и ничем не отличалось от детства других негритянских ребятишек. Он выделялся среди сверстников огромной восприимчивостью к музыке и необычной остротой слуха. Он организовал со сверстниками вокальный квартет. Луи играл сначала на тамбурине, потом на ударных и саксофоне. К концу 1921года Армстронг играет в нескольких известных оркестрах в частности в оркестре трубача Папы Семестена. Теперь Луи зарабатывает только музыкой. В 1924 году Армстронга пригласил известнейший руководитель нью-йоркского негритянского оркестра Флетчер Хендерсон.1925 год отмечен записью первых пластинок под собственным именем. Луи Армстронг не только виртуоз. Он, прежде всего творец, причём самый плодовитый в истории джаза. Луи создаёт мелодию и, развивая её, строит свои соло с такой безупречной логикой, что складывается впечатление, будто это не импровизация, а глубоко продуманная, заранее сочинённая музыка. Луи Армстронг – и самый выдающийся джазовый певец. Его глуховатый, чуть хриплый, но красивый, типично негритянский голос, имеет небольшой диапазон и нуждается в микрофоне. Пению Луи свойственна та же выразительная сила и грациозная интонация, то драматическая, то ликующая, что и его игре. Мезз Меззор, в своей книге «Жажда жить» писал: «Луи всегда держал в руке платок. Это породило настоящую моду – в знак симпатии к нему все юнцы ходили с платком в руке…» В 1932 году он впервые посещает Европу, но играет только в Англии. Франция услышала его лишь в 1934 году. Разумеется, негр Армстронг получает лишь второстепенные роли, но и этого достаточно, чтобы проявилась его блестящее актёрское дарование: он настолько «реален», у него такое тонкое чувство сцены, такая мимика, что даже крохотную роль он исполняет с потрясающей правдивостью.

Композитор, аранжировщик и пианист Дюк Эллингтон на протяжении вот уже четверти века остаётся самой яркой фигурой среди руководителей большого джазового оркестра. Оркестр Эллингтона принадлежит к числу лучших и пользуется огромной популярностью. Дюк Эллингтон родился 29апреля 1899 года в Вашингтоне, округ Колумбия, в квартале для «цветных». С раннего детства он был очень восприимчив к музыке. Настоящее имя Эдуард Кенне Эллингтон. Готовясь стать архитектором, Дюк в пятнадцать лет поступил на курсы рисования. По вечерам он садился дома за рояль и часами, охваченный интересом к гармонии, перебирал аккорды. Соседи начали жаловаться. В конце 1918 года Дюк решил с друзьями создать маленький любительский ансамбль «Вашингтонцы». Об Эллингтоне мало сказать, что это великий аранжировщик, за всё время существования джаза, начиная с 1930 года, влияние оркестра Дюка Эллингтона было очень велико и распространялось почти на все большие оркестры, в частности на оркестр Джимми Пансфорда, Эриа Хайнса. Вот уже 30 лет оркестр Эллингтона занимает среди больших оркестров такое место, как Армстронг среди солистов.

Джаз, подлинный джаз – народная музыка в полном смысле этого слова. Как всякое стихийное искусство, он не подчиняется предвзятым теориям. Как всякое коллективное искусство, он в той или иной степени зависит от экономических условий. Иногда, кажется, что история джаза только начинается.