Оперное творчество Рахманинова до сих пор остаётся не слишком популярным для широкой публики. Наиболее часто на сцене, как и в концертном исполнении, можно встретить разве только оперу «Алеко». В то время как эта ранняя (дипломная) работа композитора только лишь намечает творческий почерк художника.

В операх же «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» оперный талант Рахманинова предстаёт во всей глубине музыкально-драматического новаторства. Эти оперы глубоко симфоничны. Они поистине раскрывают многие особенности именно русской музыки, продолжая традиции Даргомыжского, Мусоргского… Но при этом собственно почерк Рахманинова уникален. Композитору удалось создать мир своих героев симфоническими средствами и посредством русского слова.

В основе оперы «Алеко» – поэма Пушкина «Цыгане»;

«Скупой рыцарь» написан на текст одноимённой маленькой трагедии Пушкина,  а «Франческа да Римини» основана на сюжете 5-й песни «Ада» «Божественной комедии» Данте (либретто композитора).