MMteacher - Фев 20th, 2016

Петр Ильич Чайковский. Май из цикла Времена года

Значительное место в творчестве Чайковского принадлежит произведениям для фортепиано. Среди фортепианных пьес Чайковского преобладают миниатюры. Их содержание чаще всего лирика, описание природы, сельские сцены, быт народа, танцы. По-видимому, в жизни Чайковского эти миниатюры играли роль, аналогичную роли лирических стихотворений в жизни поэта. В фортепианных миниатюрах нередко отражаются мысли и настроения, которые составляют главное содержание крупных произведений того же периода. Поэтому в небольших лирических пьесах цикла «Времена года» композитор высказывает волнующие его мысли о судьбе человеческой, о жизни народа, личных переживаниях.

Фортепианные пьесы, составившие цикл «Времена года», были написаны Чайковским в течение 1876 года.

«Май. Белые ночи». Музыка воплощает то мечтательное томление, которое охватывает человека в светлую весеннюю ночь, постепенно перерастая в восторженный порыв. Пьеса состоит из 3 главных разделов. Основной раздел Andantino, повторяющееся без изменений в конце пьесы, служит как бы рамкой, окружающей центральную часть пьесы Allegretto giocoso. Спокойные арпеджированные аккорды, сопровождающие мелодию, придают музыке основного раздела характер рапсодичности. Мелодические фразы, близки интонациям вздоха, напоминающие эхо-всё это говорит о тишине, наступившей в белую ночь, об одиночестве, всё наводит мечты о счастье.

Развёрнутый средний раздел пьесы — взволнованный, порывистый — вносит большое оживление. Его квадратный си-минорный мотив бесспорно танцевален, о этом свидетельствует уже сама структура первого восьмитакта АВ АВ, свойственная народным танцам, а оживленное рокочущее сопровождение придает танцевальной мелодии оттенок страстности. Волнение растёт, доходя до восторженно-радостного и светлого подъёма. После него — постепенный переход к «обрамлению». Теперь уже в этой тонкой романтической музыке успокаивается волнение, и от восторженных мечтаний мы возвращаемся к тихой картине весенней природы.

Список использованной литературы:

  • Альшванг А. «Опыт анализа творчества Чайковского» М.:1950г.
  • Полякова Л. «Времена года Чайковского» — М.: 1960г.


Меню