Лучшие и наиболее самобытные черты рахманиновского творчества полнее всего проявились в музыке для фортепиано. Рахманинов писал фортепианные пьесы различных жанров. У него много небольших фортепианных сочинений – «Музыкальные мгновения», прелюдии, этюды – картины и несколько других пьес, среди которых наиболее известны «Элегия», «Юмореска», «Полишинель». Впрочем, эти произведения нельзя назвать миниатюрами (как, например, прелюдии Шопена или Скрябина); а некоторые из них, пожалуй, можно было бы назвать балладами, к которым они порой близки и по масштабу и по характеру.

Естественно, что Рахманинова. С его тяготением к могучим художественным образцам, к фресковой манере фортепианного письма. Влекли монументальные формы фортепианной музыки. Им написаны две сонаты, два вариационных цикла, пять концертов – считая в их числе «Рапсодию на тему Паганини» – и две сюиты для двух роялей. Самые значительные из этих произведений – второй и третий концерты. Они входят в репертуар почти каждого пианиста.

Жанр фортепианного концерта справедливо считают своего рода «состязанием» между солирующим инструментом и оркестром. Роли солирующего инструмента и оркестра могут быть различны. Концерт томит своим широким пением партитура певуча насквозь, и ансамбль солиста с оркестром дан не как спор, не как конфликт, а как совместное пение как дуэт. Поэтому и фортепиано почти не играет без оркестра (на это обратил внимание еще С.И.Танеев), однако равновесие звучности, экономия средств – удивительная.

Второй концерт (до минор соч. 18) начат Рахманиновым в 1900 году, когда были написаны вторая и третья часть и закончен в следующем, 1901 году, когда была написана первая часть.

Концерт создан Рахманиновым в начале нового прилива творческих сил – после нескольких лет тяжёлого творческого кризиса (1897 – 1901) (вызванного неуспехом первой симфонии) и накануне счастливого переломе в личной жизни (женитьба на Н.А.Сатиной). Возможно, что с этим, в значительной мере, связан общий характер концерта, в котором господствуют жизнеутверждающие тон , светлые, радостные настроения, в котором много теплой, задушевной лирики, оттененной, впрочем драматическими образами.

Первая часть концерта (Moderato) начинается необычно: не оркестровым, а фортепианным вступлением. Это всего несколько аккордов, медленных и мерных, чередующихся с неизменным басом. По словам Гаккеля здесь «волны воздуха», ширь неба и набатный гул. (игра темы вступления)

Выразительность гармоний этой лаконичной интродукции и нарастающая от pp до ff звучность с неотразимой силой приковывают слух. Трудно не услышать в этой музыке творческую трансформацию колокольного звона. «Колокольность» вошла в русскую музыку с давних пор.

Выразительно сказал о главной партии друг Рахманинова Н.К.Метнер: «тема его вдохновеннейшего концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская…». Это одна из тех Рахманиновских мелодий, которые покоряют слушателя широтой дыхания, длительным и богатым развитием начальных интонаций. Как часто бывает у Рахманинова, песенная ширь подчинена здесь твердому, властному ритму. Могучую поступь главной темы, почти всё время исполняемой оркестром (кларнет и струнные), оттеняют полнозвучные фигурации солирующего инструмента, волнами набегающие одна на другую(игра главной партии)

Развитие главной темы заканчивается типично рахманиновскими мужественными, четко ритмованными аккордами на лаконичном волевом мотиве из темы главной партии. (игра четырех тактов до цифры №4)

Короткий связующий эпизод подводит к тональности Es-dur. Вторая тема которая контрастирует первой не только своим светло – лирическим колоритом но и тембровой окраской – она поручена не оркестру, а фортепиано. Б.Асафьев писал «Своеобразный фортепианный стиль Рахманинова соткан из тончайшего сплетения орнаментов, окутывающих основную линию, как живые побеги породившую его ветвь». Типичный пример – аккомпанирующие линии к мелодии побочной партии второго концерта. Наиболее характерные черты этих линий:

1.Мелодическая «волна» в диапазоне двух октав (сыграть 2 такта аккомпанемента)

2.Изменчивость в интервальном строении – ходы по звукам разложенного аккорда. По мере приближения к вершине волны аккордовое движение преобразуется в поступенное секундово – мелодическое движение. К тому же, аккомпанирующая линия включает в себя интонации солирующей мелодии. (игра поб. Партии в фактуре). Во всем дальнейшем фортепианном творчестве Рахманинова этот вид фактуры стал основным при изложении широкой кантилены.