Владимир - Окт 18th, 2014

Простая двухчастная форма.

Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух периодов. Простая двухчастная форма является следующей по сложности формой после периода.

Первая часть формы представляет собой период, с почти всегда ясно выраженным экспозиционным строением.

С тематической стороны характерно сходство двух предложений этого периода. В случае различия их мелодического рисунка общее единство ритма сохраняется.

Для первых периодов двухчастной формы в общем характерна значительная уравновешенность мелодической линии в соотношениях подъемов и спадов, а соответственно, и нюансировки.

Cо стороны гармонии существует только лишь то, что первый период может быть как однотональным, так и модулирующим. Модуляция обычно направлена в тональность V или III ступени, имеющую доминантовую функцию. Модулирование в более тональности очень мало свойственно данной форме, вследствие ее общей непродолжительности.

 

Первый период

Первое предложение: a  a  4  8  16

Второе предложение: a1  b4  4  8  16

 

Вторая часть. Середина. С гармонической стороны для середины типична неустойчивость в той или иной ее разновидности. В простейшем случае, в течение всей середины выдерживается одна неустойчивая гармония, обычно доминанта главной тональности или другой аккорд, например, параллельная доминанта.

Несколько сложнее построение всей середины на доминантовом органном пункте главной тональности. Кроме того, если середина построена в главной тональности, неустойчивость находит выражение в избегании тоники на сильных долях и, особенно, в четных тактах, служащих кадансовыми точками. Однако неустойчивость нередко выражена еще несколько сложнее, в виде смены тональности. В этом случае или вся середина протекает в одной подчиненной тональности, или в середине происходит смена подчиненных тональностей. Последнее довольно типично в связи с секвентным проведением элементов первого периода в виде модулирующей секвенции. При этом общий небольшой размер формы обусловливает применение относительно близких тональностей.

Для середины всех разновидностей наиболее характерно окончание половинной каденцией на доминанте главной тональности. В связи с этим, ее конец имеет значение предыкта к заключительной части формы.

В отношении строения для середины существенно следующее. Во-первых, ее длина большей частью равна половине первого периода или иногда несколько ее превышает. Внутренняя структура середины представляется, по сравнению с первым периодом, более дробной.

Реприза. Второе предложение второй части, заключающее собой всю форму, содержит буквальное или измененное повторение части первого периода и называется репризой. После контраста, внесенного серединой, основное назначение репризы – тематическое объединение всей формы, ее закругление.

С тематической стороны признак репризы – ее мелодико-ритмическое сходство с одной из частей первого периода. В одних случаях, оно доводится до буквально или слегка варьированного повторения целого предложения из первого периода.

Гармоническая сторона часто в большой мере диктует необходимость переработки для репризы материала из первого периода. Строение репризы. В простейших случаях, приблизительно совпадает со строением повторяемой музыки первого периода. Протяжение репризы остается прежним и равно половине первого периода, то есть одному его предложению. Внутренняя структура также остается прежней или делается более слитной для контраста с дроблением середины и вносит момент суммирования после него.

Нередко реприза подвергается расширению. Наиболее обыкновенно – расширение посредством секвенцирования какого-нибудь элемента первого периода, перенесенного в репризу. Кроме того, применяется расширение посредством прерванной или несовершенной каденции, имеющее более внешний характер.

Двухчастная форма без репризы. Двухчастная форма, во втором предложении которой не содержится отчетливое повторение элементов из первого периода, называется двухчастной формой без репризы.

С тематической стороны единство здесь достигается общей однотипностью мелодико-ритмического рисунка, равно как и всей фактуры. В случае проведения во второй части элементов из первой, они изменяются настолько, что не производят впечатления репризных повторений.

С гармонической стороны, эта разновидность двухчастной формы не дает ничего нового. Сохраняется общее условие тонального единства, также возможно модулирование к концу первого периода и в начале второго. К концу формы восстанавливается главная тональность, благодаря чему можно говорить о тональной репризе без репризы тематической.

Двухчастная форма без репризы в особенности типична для вокальной музыки. Главные основания для этого: 1) объединяющее действие текста, благодаря чему тематические повторения вообще менее необходимы для цельности формы; 2) невозможность найти в тексте повода для музыкальной репризы. В таких формах подлинные репризные повторения, отсутствующие в основной части формы, иногда найти в дополнительном построении (коде).

 


Меню