Цель: Познакомить учащихся с оперным творчеством Даргомыжского, с оперой «Русалка».

Задачи: Воспитать интерес учащихся к опере «Русалка» Даргомыжского. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения:закрепить новый материал, дать домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Опрос домашнего задания:

1. Определите жанр оперы Даргомыжского «Русалка».

2.Какое литературное произведение легло в основу сюжета оперы?

3. Что нового внес в него Даргомыжский?

4.Перечислите главных персонажей оперы. Какие певческие голоса поют их партии?

  1. Объяснение нового материала.

Музыка второго действия — светла и празднична. В богатом княжеском тереме свадьба. Это яркая картина старинного русского обряда. Поэтому большую роль вней играют хоровые обрядовые песни. Среди них выделяется хор «Сватушка». Девушки поддразнивают свата, вымогая унего подарки.

Контрастом этому хору и свадебному веселью звучит одинокий голос невидимой утопленницы. Он рассказывает о событиях первого действия. Это звучит как упрек Князю. Праздничное настроение нарушено. Заключительный ансамбль передает смятение и недобрые предчувствия. Княгине (меццо-сопрано) прозвучавшая песня кажется предзнаменованием несчастья в ее супружеской жизни.

Между вторым и третьим действиями проходит десять лет. Несчастливо сложилась жизнь Князя с богатой, но нелюбимой женой.

Третье действие делится на две картины. В первой —молодая Княгиня, одинокая и страдающая. Ее подруга Ольга пытается развлечь свою госпожу шуточной песней «Как у нас на улице».

Действие второй картины происходит на берегу Днепра. Князь терзается раскаянием и предается томительным воспоминаниям.

Неожиданно перед ним появляется одичавший старик, в котором с трудом можно узнать прежнего Мельника. Его сцена с Князем – самая сильная в опере по психологической характеристике, по выражению различных чувств и трагедийной публике. Неузнаваемо изменился Мельник. От его прежней грубоватости и юмора не осталось и следа. Музыка передает ужимки обезумевшего от горя старика.

Его бредовый рассказ о превращении в ворона, о бездомной жизни перемежается бурными вспышками безумия. Предложение Князя поселиться в его тереме Мельник с яростью отвергает. «Заманишь, а там, пожалуй, удавишь ожерельем», —кричит он и пытается задушить Князя. Лишь подоспевшие охотники спасают Князя.

В центре четвертого действия образ Наташи. Подобно Мельнику и Князю, она тоже предстает в конце оперы в новом облике. Уже не нежная, любящая девушка, а гордая холодная Русалка, властительница здешних вод. Ею движет одна лишь страсть —месть Князю за его вероломство. Прекрасны фантастические картины призрачного подводного царства. Их красочность дополняет образ царицы русалок.

В большой арии Русалка выражает жажду мести. Музыка рисует образ гордой, властной, суровой Русалки-мстительницы. Мелодия ее властного зова к Князю построена на интонациях народной колыбельной.

На оркестровом проведении зовов Русалки построена заключительная сцена оперы —Русалка принимает в свои безмолвные владения молящего о прощении Князя.

  1. Слушание музыкальных фрагментов: Опера «Русалка»: Дуэт Мельника и Князя, каватина Князя.
  2. Обобщение урока:

1. Расскажите, как изменяются на протяжении оперы образы Мельника, Князя и Наташи.

2. Какой образ занимает ведущее место в драматургии оперы?

3. Перечисли, какие подлинные народные мелодии использовал композитор в опере.

4. Расскажите строение второй картины третьего действия. Какая сцена является его кульминацией?

  1. Д/з:. Шорникова, стр. 124-127.