Владимир - Июл 20th, 2014

Урок №4. Старшие современники Глинки.

Цель: Познакомить учащихся с творчеством старших современников Глинки.

Задачи: Воспитать интерес учащихся к творчеству Верстовского, Алябьева, Варламова, Гурилева. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания:

  1. Перечислить известные комические оперы.
  2. Назвать имена и годы жизни ведущих русских композиторов XVIII века.
  3. Как складывалась судьба русских композиторов XVIII века?
  4. Назвать особенности русской комической оперы XVIII века.

 

3. Объяснение нового материала.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЕРСТОВСКИЙ (1799-1862)

Верстовский — видный театральный деятель и композитор — более сорока лет своего творчества посвятил сценическим музыкальным жанрам.

Алексей Верстовский родился 1 марта 1799 года в Тамбовской губернии в семье потомственных военных. Родители будущего композитора были очень музыкальными людьми, даже имели собственный крепостной оркестр. Все дети получали музыкальное образование, играли на фортепиано. Такая атмосфера, естественно, способствовала музыкальному развитию Алексея, который с детства выступал в концертах, рано начал сочинять музыку.

В 1816 году родители определили молодого человека в Институт корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Параллельно Верстовский брал уроки у известнейших петербургских музыкантов по теории композиции, пению, фортепиано, скрипке. К этому же времени относится его увлечение сценическим искусством и сближение с театральными кругами. Среди его друзей были крупнейшие драматурги, литераторы, театралы, композиторы. И в этой среде молодой музыкант как бы «изнутри» узнавал театр, который постепенно становился его профессией.

Спустя год Верстовский был отчислен из института, но музыку не оставил. В 19 лет он уже был автором музыки водевилей, которые с успехом ставились в Петербурге.

В 1823 году Верстовский переехал в Москву и сделал там блестящую карьеру, пройдя путь до поста управляющего театральной конторой. Это давало ему возможность общения с выдающимися деятелями отечественной культуры — Пушкиным, Одоевским, Грибоедовым и многими другими. Он более 30 лет руководил московскими театрами, и это время даже называли «эпохой Верстовского». Его вклад в развитие московских театров очень велик. И в то же время репертуар театров зависел от его личных вкусов. Поэтому оперы Глинки, например, долго не ставились на московских сценах.

Расцвет творчества Верстовского приходится на середину 20-х годов XIX века. В это время им была написана музыка к тридцати спектаклям. Большая часть из них (25) это оперы-водевили, жанр, очень популярный в то время. Большое место в его творчестве занимала вокальная музыка. Сам композитор говорил, что создал около 300 песен и романсов. Правда, в этот список он включил не только камерные произведения, но и куплеты, и песни из своих водевилей.

Кроме того, с именем Верстовского связано рождение нового в русской музыке яркого драматического жанра —баллады. В это время им были написаны большие вокально-оркестровые композиции — «Черная шаль» на стихи А. Пушкина и «Три песни» на текст В. Жуковского. Эти произведения пользовались в России огромной популярностью и распевались повсюду. Влияние романтизма, царившего тогда в Европе и перенесенного Верстовским на русскую почву, сказалось и на дальнейших произведениях композитора.

Важнейшей областью творчества Верстовского является опера. С ней он был связан большую часть своей жизни в качестве композитора, режиссера, организатора и руководителя московской оперной труппы. Было время, когда творения Верстовского составляли большую часть репертуара московских оперных театров. О его произведениях много писали, спорили. Одни критики видели в его операх будущее русского оперного искусства, а другие упрекали композитора в пестроте стиля. Причина таких упреков во многом была связана с тем, что в своих операх Верстовский шел на поводу у либреттистов, считавших оперу развлечением. По их мнению, оперный спектакль должен был поражать зрителей различными эффектами. Отсюда феерические сюжеты опер с пожарами, наводнениями, благородными рыцарями и вещими колдунами. Но своей музыкой он как бы приподнимался над этой внешней стороной произведения.

В 1828 году им была написана опера «Пан Твардовский», имевшая большой успех. Это сочинение представляло собой первый опыт создания народной оперы, хотя в ней и сказалось сильное влияние К. М. Вебера. Спустя 4 года появилась вторая опера Верстовского — «Вадим, или Двенадцать спящих дев», также имевшая успех. Но истинным триумфом композитора стала «Аскольдова могила» (1835). Эта опера заняла прочное место в отечественном репертуаре и почти сто лет не сходила со сцен российских театров.

«Аскольдова могила» прочно связана с песенной оперой XVIII века. Основой музыки оперы являются интонации русской бытовой песни и романса.

Русский театр переживал в это время критический момент. В передовых музыкальных кругах зрели мысли о создании национальной русской оперы, которая отвечала бы новым запросам современников.

Все попытки Верстовского создать большую национальную оперу, которая стала бы соперницей творения Глинки, потерпели неудачу. В 1860 году Верстовский был назначен директором московских театров. В этой должности он оставался до своей смерти в 1862 году.

Другой жанр, к которому в художественной жизни России XIX века принадлежало особое место – жанр романса. Он стал неотъемлемой частью русского музыкального искусства. У истоков русского романса стояли А. Алябьев, А. Гурилев и А. Варламов.

 

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АЛЯБЬЕВ (1787-1851).

А. Алябьев родился в городе Тобольске 15 августа 1787 года и происходил из старинного дворянского рода. Его отец был гражданским губернатором и активно занимался просветительской деятельностью. С его именем было связано открытие первых в Сибири семи народных училищ, Тобольского театра и типографии. Сделав блестящую карьеру, он был привлечен на службу в столицу и дослужился до звания тайного советника.

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной атмосфере. В родительском доме играли на скрипке, фортепиано. Очень любили роговой оркестр из крепостных музыкантов, в репертуаре которого было много народных песен и плясок. Получив прекрасное домашнее образование, Александр владел французским и немецким языками, знал математику, историю, географию, в Петербурге он начал серьезно заниматься музыкой.

Война 1812 года застала Алябьева в Москве, и он, оставив гражданскую службу, поступает в армию. Молодой корнет был захвачен патриотическими чувствами, романтикой военных маршей. Он сражался в партизанском отряде, которым командовал его друг, знаменитый Денис Давыдов. За боевые заслуги Алябьев был награжден орденами и медалями.

С середины 1821 года Алябьев жил в Петербурге. Он, все больше ощущая потребность в творчестве, принялся за сочинение музыки. Молодой музыкант активно участвовал в артистическом кружке, в который входили известные литераторы И. Крылов, А. Бестужев, знаменитые артисты, драматурги. Среди участников кружка царила особая атмосфера увлеченности искусством, и скоро Алябьев решает оставить военную службу.

Выйдя в отставку, А. Алябьев поселяется в Москве. Здесь он много музицирует, посещает балы, музыкальные вечера. Среди его друзей — лучшие представители культуры той поры, такие как А. Грибоедов, В. Одоевский, А. Верстовский, братья Виельгорские. Под их влиянием формируются художественные взгляды музыканта, его мастерство композитора. С большим успехом ставятся его оперы-водевили. В 1825 году к открытию Большого театра вместе с Верстовским он пишет музыку пролога «Торжество муз». Казалось бы, все обещало блестящую карьеру. Но судьба распорядилась по-иному.

В феврале 1825 года в доме Алябьева состоялась ссора. Результатом ее стало обвинение Алябьева в убийстве, изнурительный суд, длившийся почти два с половиной года. В конце концов без каких-то убедительных доказательств вины Алябьев был сослан в Сибирь и лишен «знаков отличия, чинов и дворянства», как человек, «вредный для общества».

С этого времени начался новый период в жизни композитора. Долгие годы он был оторван от столицы. Только через пятнадцать лет ему разрешили вновь поселиться в Москве. Указ Николая I гласил: разрешить «жительствовать в Москве, под присмотром полиции, но стем, чтобы он не показывался публике». Бывший блестящий офицер, известный композитор вынужден был вести замкнутый образ жизни. Он так и не смог добиться восстановления дворянского звания.

В последние годы жизни, несмотря на болезнь и стесненное положение, Алябьев не переставал сочинять. Он умер 22 февраля 1851 года. Подлинная биография Александра Алябьева была восстановлена только в ХХ веке.

Такая трудная судьба очень мало отразилась на романсовом творчестве композитора. Именно романс стал ведущим жанром для Алябьева. В этом жанре он оставил истинные шедевры, оказавшие влияние на дальнейшее развитие жанра, во многом предвосхитившие шедевры М. И. Глинки. Лирическая линия осталась основной до конца жизни композитора.

Вокальная лирика Алябьева впитала в себя лучшие черты русской народной песни, особенно ее распевность и широту дыхания. Эти качества композитор смог удивительным образом соединить с романтическими образами стихов А. Дельвига, Н. Огарева, В. Жуковского, Д. Давыдова и, конечно же, А. Пушкина.

Давайте вспомним некоторые романсы композитора. Прежде всего, романс на стихи Дельвига «Соловей». Все в нем необычно. Трудно даже определить его жанр. В нем тонко соединяются сентиментальный романтический оттенок с народным колоритом. Мелодия запева написана в духе плавной протяжной песни. Особенность романса заключается в сочетании песенно-романсового начала с танцевальным. Это совсем не было характерно для русской вокальной лирики. По удивительной цельности, естественности фразировки, отражающей выразительность поэтического текста, по тонкости нюансов истинно романтического образа этот романс можно считать высшим достижением не только его автора, но и художественного гения народа в целом.

Незаслуженно забытыми являются романсы «Зимняя дорога» или «Я вас любил», в котором поразительно совпадают настроения пушкинского стиха и его музыкального воплощения. Чисто шубертовской чистотой поражает его романс «Я вижу образ твой» на стихи А. Бистрома (из Гете). Очень близко по стилю ранним романсам М. Глинки одно из лучших творений Алябьева «Вечерком румяну зорю». Среди произведений композитора есть романсы, предвосхищающие декламационно-речитативный стиль А. Даргомыжского. Самым известным среди них является романс «Нищая», в котором психологизм достигается с помощью насыщения мелодии интонациями живой человеческой речи.

Подводя итог, можно сказать с уверенностью о том, что вокальная лирика Алябьева предвосхитила пути развития этого жанра в России и оказала влияние на характер вокальной музыки великого Глинки и всей русской романсовой культуры. Связь Глинки с автором «Соловья» чувствуется и в лирических эпизодах опер Глинки, и в его инструментальных произведениях, и в его романсах.

 

АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВ (1801-1848)

 

А. Варламов родился в Москве 15 ноября 1801 года в семье скромного титулярного советника. Музыкальные способности мальчика проявились очень рано, и по совету друзей отец в 9 лет определил его в Петербургскую придворную певческую капеллу. Пост директора этого хорового коллектива в то время занимал талантливый композитор Д. Бортнянский. Он обратил внимание на юного певчего и его дарование. Вскоре Александр Варламов стал солистом капеллы. Кстати, в годы обучения он обнаружил не только замечательные вокальные данные, но и педагогические способности. Поэтому в 18 лет его отправили на службу за границу, в Брюссель, ко двору великой княгини Анны Павловны. Он стал учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Конечно, годы, проведенные за границей, оказали на молодого музыканта благотворное влияние. Он познакомился с итальянской и французской оперой, особенно интересовался вокальным искусством иностранных певцов. Здесь он впервые выступил как певец и гитарист, и очень понравился публике.

В 1823 году Варламов вернулся на родину. Первые годы он провел в Петербурге. Он давал уроки пения, выступал в качестве певца и дирижера, активно занимался концертной деятельностью. К этому времени относится его знакомство с М.И. Глинкой, которое, возможно, и определило его выбор для себя композиторского поприща. Но тогда, в Петербурге, он почти не сочинял. В 1832 году Варламов получает место помощника капельмейстера московских театров и переезжает в столицу. Для будущего композитора эта должность открывала большие перспективы. Он был тесно связан с театром, сблизился с замечательными актерами Мочаловым, Щепкиным и многими другими представителями московской интеллигенции. Знаком был Варламов и с Пушкиным. Современники говорили о том, что Александр Сергеевич очень любил романс Варламова «Красный сарафан». Здесь же в Москве русский музыкант познакомился с выступавшим там с концертами Ф. Листом, который симпатизировал ему.

Но самое главное, эта работа стимулировала его композиторское творчество, ведь по долгу службы он должен был еще и сочинять музыку к спектаклям. Чаще всего это были комедии и водевили. Поэтому именно в Москве достигла расцвета его вокально-исполнительская деятельность, а также раскрылся его романсово-песенный талант. Многие его романсы распространялись среди любителей задолго до того, как издавались. Варламов много выступал, исполняя народные песни и собственные романсы.

Свой вокальный и педагогический опыт Александр Егорович подытожил в большом труде – «Полная школа пения». Это была первая русская книга по методике преподавания вокала. Но возрастающая слава Варламова стала беспокоить его начальника А. Верстовского, который мечтал закрепить за собой звание первого композитора России. Он стал постепенно оттеснять Варламова на второй план, а в 1843 году композитор вообще был уволен из театра. Здоровье его пошатнулось, материальное положение было очень тяжелым. Мечтая вернуться в Певческую капеллу на должность учителя пения, в 1845 году Варламов переехал в Петербург. Но и здесь надежды его не оправдались. Путь в театр тоже был закрыт. Варламову приходилось зарабатывать частными уроками, выступать в концертах, издавать свои романсы. Кумир московской публики, здесь, в чопорном и холодном Петербурге, он был не более чем учтиво принят.

Борьба с нуждой подорвала здоровье музыканта, и 15 октября 1848 года он умер. Музыку его ожидало почти столетнее забвение.

Песни и романсы Варламов сочинял всю свою творческую жизнь. К сожалению, рукописи их почти не сохранились, и мы не можем точно установить даты их создания. Но это не так и важно. Важнее, конечно же, тонкий вкус композитора в выборе поэтического текста его романсов. Среди них стихи В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, Н. Цыганова. Кстати, на текст последнего написан самый последний романс Варламова «Красный сарафан». Им восторгались великие люди XIX века. Такие разные в художественном отношении люди, как Пушкин, Лист, Виардо, Даргомыжский, считали это творение Варламова одним из самых замечательных созданий в этом жанре. Этот непритязательный романс стал любимым произведением русских любителей музыки, превратился почти в народную песню.

К шедеврам русской вокальной лирики принадлежит и романс Варламова «На заре ты ее не буди» на стихи Фета. Трудно объяснить, что влечет к нему людей с самыми различными вкусами и пристрастиями, но в исполнении мастера этот романс становится образцом изысканности и вкуса.

Высоты поэзии Лермонтова достигает романс Варламова «Белеет парус одинокий». Заключенные в его музыке пафос, непримиримость, непокорность, являются символом вызова, брошенного не только морю, а всему миру.

 

АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ ГУРИЛЕВ (1803-1858)

Долгое время А. Гурилеву отводили скромное место в плеяде композиторов, писавших вокальную музыку в первой половине XIX века. Его дарование было исключительно лирическим, писал он большей частью романсы и песни, а это оттесняло его художественные открытия на второй план.

А его романсы, проверенные временем, и сегодня звучат не только на концертной эстраде, но и в домах любителей музыки. И секрет любви к лирике Гурилева скрыт в заключенных в его романсах свойствах русского характера в целом. В них соединились меланхолическая грусть со стремлением вырваться из ее плена, задушевность с порывистостью. Музыка Гурилева близка простому человеку, потому что автору понятен и близок его духовный мир.

А. Л. Гурилев родился в Москве 22 августа 1803 года. Его отец был крепостным музыкантом графа Орлова —известного мецената и любителя музыки. Он был учеником итальянского композитора Д. Сарти и стал композитором, пианистом, дирижером, педагогом. В имении своего хозяина он руководил оркестром.

Особенно много романсов А. Гурилев сочинял в 40 — 50-е годы. Но именно к этому периоду относятся лучшие из его песен «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», знаменитая «Разлука» на стихи Кольцова, самое популярное его произведение «Колокольчик» на стихи И. Макарова.

К сожалению, дарование и деятельность композитора не были оценены современниками. Это, вероятно, и явилось причиной душевной болезни Гурилева, связанной с несостоявшейся музыкальной карьерой. Современники не смогли увидеть в Гурилеве композитора огромного таланта, позволившего ему раскрыть в своих романсах и песнях духовный мир русского человека. Он умер в Москве 30 августа 1858 года.

«Грусть девушки» на стихи А. Кольцова — одна из самых ярких лирических миниатюр. Кстати, Гурилев часто в своем вокальном творчестве обращался к поэзии Кольцова, который был близок ему самой природой своего лирического дарования, в главное — стремлением слиться с душой народа, с мыслями и чувствами русского человека. Потому, наверное, ему был близок и поэт П. Вяземский, на чей текст написал дуэт «Радость-душечка» — одно из самых популярных произведений той поры. Или романс «Разлука» тоже на текст Кольцова, поражающий естественностью, простотой, искренностью высказывания.

Немногие из композиторов начала XIX века смогли так тонко отразить особенности душевного склада своего современника, выделить в нем то, что окажется созвучным лирическому творчеству Тютчева, Фета, Даргомыжского и Чайковского. Романсы Гурилева составляют золотой фонд русской вокальной лирики.

4. Слушание музыкальных фрагментов: романсы: А. Алябьев – «Нищая»; А. Варламов – «Красный сарафан», А. Гурилев – «Домик-крошечка».

5. Обобщение урока:

1. Какие жанры преобладали в музыкальном творчестве начала XIX века?

2. Назвать имена композиторов этой эпохи и годы их жизни.

3. К какому жанру тяготел А. Н. Верстовский?

4. Назвать его произведения. Какое из них оказало влияние на дальнейшее развитие этого жанра в России?

5. Кому из композиторов принадлежат следующие романсы: «Соловей», «Разлука», «Белеет парус одинокий», «Нищая», «Красный сарафан», «Радость-душечка», «Домик-крошечка», «Колокольчик»?

 

6. Д/з:. Смирнова. Русская музыкальная литература. Стр. 3-11.

 


Меню