В историческом процессе развития музыкального искусства большое место занимает вопрос нотации. Системы сольмизации (сольфеджирования, т. е. исполнения нотного текста голосом) во все времена были тесно связаны с различными системами нотации.

Первые нотные записи были относительными, обозначали не абсолютную высоту звуков, а отношение между звуками в различных попевках, исполняемых на любой высоте (Древний Китай, Греция, Индия, «крюки» в России).

Условность и неточность относительных систем нотации привели к необходимости разработки более совершенной системы. В результате исторической реформы Гвидо Аретинского появился точный и удобный способ записи высоты звуков при помощи нотоносца и букв, обозначающих высотное значение нотных линеек.

Система сольмизации: ут – ре- ми – фа – соль – ля – в основе была также относительной, обозначающей место этих звуков в ладу и интервалов между ними на любой высоте, но звуки-ноты уже получили свое название, и отсюда возникла абсолютная система сольмизации, т. е. пение с названиями звуков, с итал. «сольфеджио». Первоначально сольфеджио предназначалось только вокалистам и было неотъемлемой частью обучения певцов.

До XVIII века существовали два способа прочтения нотного текста – относительный и абсолютный.

В церковных хорах в основном использовалась относительная система. Развитие инструментальной музыки, требовавшее точной фиксации каждого звука привело к тому, что абсолютная система вытесняла относительную.

В 1709 году в Париже возникает натуральное сольфеджирование, т. е. применение наряду с буквенными аретинских слогов названий к соответствующей абсолютной высоте звуков До мажора.

В начале XIX века – «Сольфеджии» для Парижской консерватории (1802 год), были сочинены выдающимися композиторами того времени: Л. Керубини, Э. Мегюлем, Ф. Госсеком. Они предназначались для исполнения голосом с обязательным инструментальным аккомпанементов, нотированным в виде цифрованного баса.

Однако относительное сольфеджирование не было окончательно вытеснено абсолютным. С одной стороны, в профессиональном обучении прочно утвердилась абсолютная система, с другой – продолжали возникать разновидности относительной системы.

Во Франции в XVIII веке Жан Жак Руссо предложил «цифровую методу», заменив слоговые названия ступеней цифрами.

В Англии в этот же период развивалась система «Тоника-соль-фа», созданная С. Товер и Дж. Кервином. В ней относительная высота выражалась несколько измененными аретинскими слогами, а абсолютная – буквенными названиями, которыми пользовались для определения тональностей и в дальнейшем для связи с абсолютной нотацией.

Кервин предлагает разнообразные и оригинальные приемы работы: наглядные таблицы звукорядов, на которых показывают отдельные ступени, короткие мотивы и движение звуков в целых мелодиях; характеристики ступеней – «умственные эффекты», ручные знаки ступеней и другие приемы. В системе преобладает мажорный лад.

В Германии разновидностью относительной системы была система «Тоника-до» или система подвижного «до».

В настоящее время различные системы и методы преподавания сольфеджио имеют в своей основе те же два направления – абсолютное и относительное.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что история развития сольфеджио характеризуется борьбой двух направлений: первое берет за основу абсолютную высоту звуков в той или другой нотации и изучает сперва До мажор, а затем альтерацию звуков (вверх или вниз), приводящую к другим тональностям. И второе – относительное – изучение соотношений ступеней в ладу на любой относительной высоте.