Одной из форм письменного гармонического анализа может быть схематическая запись многоголосия. Могут применяться схемы разного рода.


В дальнейшем диктанты – схемы должны перейти в запись мелодии и нижнего голоса (баса). Задача состоит в том, чтобы научиться выделять линию баса из звучащего многоголосия. Для таких диктантов следует подбирать примеры хорального строго четырехголосного склада. Желательно, чтобы учащиеся при работе над подобными гармоническими диктантами обозначали цифровкой соответствующую гармонию. Несомненно, запись всех голосов в четырехголосии очень сложна и не всем доступна, но в слышании голосоведения учащимся должны помочь знания гармонии.


Дальнейшее развитие навыка записи многоголосья приведет к полифоническим примерам, где основой будет горизонтальное слышание. В работе над такими примерами педагог должен обращать внимание учащихся на гармоническую структуру. Этот же принцип следует иметь ввиду и в отношении примеров различной фактуры (фортепианной, вокального произведения с сопровождением и т.д.) Надо записывать разную фактуру, разное количество голосов.


Также можно давать примеры из музыкальной литературы в разнотембровых звучаниях: различные инструменты для одноголосных диктантов, звучание хора и струнных ансамблей для двухголосных и, наконец, симфонического и народного оркестров для многоголосных диктантов. Это вносит много нового в методику преподавания, создает новые трудности, а также новую область в развитии тембрового слуха.


В многоголосии тембровые диктанты дают возможность использовать новые формы записи: солирующий тембр с сопровождением фортепиано. В зависимости от тембров изменяется методика записи двухголосия: если это однородные тембры (два нижних голоса, 2 скрипки) лучше воспринимается вертикаль, гармоническое звучание. Если тембры разные, то яснее воспринимается горизонталь.


В итоге надо стремиться к тому, чтобы учащиеся могли записывать музыку во всем ее многообразии. При этом нужно по возможности, требовать от них полной фиксации слышимого, т.е. записи штрихов, динамики, агогики и т.д. В этом и должна заключаться конечная цель музыкального диктанта.
Таким образом, диктант представляет собой проверку итога развития, музыкального слуха, формирования навыков, умений и приобретения знаний.


Существует много различных форм диктантов, разных приемов работы применяя которые педагог должен помнить, что главная задача – научить писать.


Одна из наиболее употребляемых форм – контрольный диктант – представляет собой проверку успеваемости учащихся. В ДМШ соотношение разных форм диктантов с контрольным должно быть 3:1.
Освоению новых трудностей в диктанте всегда должна предшествовать проработка их в других формах работы: в интонационных упражнениях, анализе на слух, чтении с листа.