1. Структура.
Запоминая и записывая мелодию, нельзя терять перспективу целого, т.е. ладовые взаимоотношения, ощущение опоры на устойчивые звуки тональности и отдельные ступени лада.

2. Лад.
— Определять звуки в начале и в конце каждой фразы;
— Сверять ряд звуков какой-нибудь фразы (построения) с ладовой настройкой (с опорными звуками) или между собой;
— Каждое новое построение начинать, исходя из общей ладовой настройки. Никогда не опираться на интервал между двумя фразами, разделенными цезурой.
— Находить и использовать при записи предварительно осознанные формообразующие элементы: повторения, секвенции, имитация и др.
— При записи мелодии более сложных, с альтерацией и хроматизмами, уметь выделить опорные, стержневые звуки мелодии, и по ним находить нужный звук или целый мелодический оборот.

3. Линеарность.
Уметь записывать ряды звуков или отдельные интонационные обороты. Осознавая линию движения мелодии (плавная, скачкообразная, опевание, вспомогательные звуки и т.д.).

4. Интервалы.
Ориентация на интервал возможна в следующих случаях:
— При больших, широких скачках в мелодии;
— При проверке линии «скрытого двухголосия»;
— При записи мелодий с отклонениями и модуляциями.

5. Метроритм.
Звуковысотные и метроритмические соотношения неотделимы друг от друга и только в единстве их образуется логика и смысл мелодии.
Более правильно с самого начала в предварительной беседе. Обратить внимание на выразительную сторону ритма, так же как на лад, тональность, структуру.
В процессе записи следует одновременно оформлять в каждом построении, в каждой фразе и высоту и ритм.
— Определить темп, размер, продирижировать мелодию;
— Мысленно вспоминая мелодию, слегка простучать ритмический рисунок;
— Запомнив построение, сразу осознавать его ритмическую организацию, группировку звуков вокруг сильной доли;
— В процессе записи, прежде всего, фиксировать сильные доли такта, затем мелодий, с большим количеством мелких длительностей.
— Осознавая какую-либо ритмическую группу, нужно дирижировать так, чтобы не разыгрывать мотив или фразу.