В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений, планы всех музыкальных школ, музыкальных училищ и ВУЗов. В зависимости от целей и задач каждого учебного заведения изменяются содержание и методы преподавания сольфеджио. Основная же задача – всестороннее развитие музыкального слуха – остается одинаковой.

Развитие музыкального слуха, так же как и других способностей, должно помогать воспитанию мыслящего, самостоятельного, практически владеющего знаниями и навыками человека, могущего применить их на практике. Как во всяком педагогическом процессе воспитание неотделимо от обучения, так и в сольфеджио развитие слуха основано на усвоении знаний в области нотной грамоты, элементарной теории музыки и гармонии, т. е. теории музыки в широком смысле слова. Кроме того, сольфеджио должно обеспечить овладение практическими навыками чтения с листа и записи музыки. Объём знаний и навыков, которого следует достичь определяется программой.

В ДМШ группы комплектуются по возрастному принципу. Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей.

В младших классах (1, 2) основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность эмоциональных ощущений. Педагог должен воспитать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений.

В средних классах (3-5) – основой работы должны быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. На этом уровне педагог обязан воспитать самостоятельность детей и продолжать прививать им интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных им знаний и умений.

В старших классах (6,7) основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям.

Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы.

В младших классах необходим яркий, эмоционально насыщенный показ музыкальных приемов, применение игровых примеров, движений, и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний.

В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей – развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков.

В старших – усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков.

В детских музыкальных школах и музыкальных училищах профиль учебного заведения, возраст, состав и специальность учащихся определяют методы работы в курсах сольфеджио.

Таким образом, методика преподавания сольфеджио должна быть гибкой и изменяться в соответствии с задачей данного учебного заведения, аудиторию. Нудно учитывать и возраст и специальность, и подготовку учащихся, а также индивидуальные способности каждого ученика. Одна из самых больших методических трудностей заключается именно в том, что учебный план предусматривает занятия групповые (по 8-12 человек в классе), в то время как внимание и приемы работа для каждого требуются индивидуальные.

Сочетание в классной работе группового метода занятий с индивидуальным требует от педагога продуманного подхода к плану и мастерства ведения урока.