На основе ранее полученных раздражений, находящихся в своего рода «кладовой» мозга, музыкант может вспомнить или представить себе мелодию, целое произведение, отдельные элементы музыкального целого – аккорды, тембры, те или иные штрихи и т. п.; он может представить также и более обобщенные проявления музыкальной организации – лад музыкального произведения, метроритмическую организацию.

Велико значение внутреннего слуха в сфере исполнительства; благодаря ему музыканты мысленно представляют звучание произведения до его исполнения, а также о время исполнения, что позволяет контролировать реальное звучание.

Б. Теплов так характеризует музыкальный внутренний слух: «Внутренний слух мы должны определить не просто как способность представлять себе музыкальные звуки, а как способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями.»

Еще более важными являются внутренние слуховые представления в процессе сочинения музыки, при слушании музыки.

Внутреннее представление, их яркость и точность во многом зависит от памяти.

Б. Теплов: «Памятью называется проявление прошлого опыта, заключающееся в заполнении того, что мы раньше воспринимал, переживали и делали.»

Запоминание в зависимости от типа памяти может быть:

1.   непосредственно звуковое, основанное на подражании, как певческий рефлекс у детей;

2.  механическое, связанное с двигательными рефлексами исполнения на инструменте;

3.  логическое, смысловое – основанное на понимании, использующее знания и представляющее собой процесс мышления.

4.  в музыкальной педагогике приходится встречаться также со зрительной памятью.

Музыкальное мышление основано на разнообразных рефлекторных связях, на внутренних представлениях, на опыте, запасе слуховых образов в памяти, на знаниях, помогающих обобщать и дифференцировать, создавать ассоциации.

К музыкальному мышлению следует отнести следующие выработанные способности:

1.  понимать, анализировать и называть слышимое;

2.  мысленно представлять себе, внутренне слышать различные элементы музыкальной речи и активно оперировать этими представлениями;

3.  оценивать воспринимаемую музыку, качество звучания.

С музыкальным мышлением тесно связано воображение. Воображение – это создание новых образов на основе прошлых восприятий.

Для успешной работы необходимо знание определённых психофизиологических законов, управляющих процессом развития.

Из различных проявлений музыкального слуха самым существенным оказывается процесс внутреннего представления (внутренний слух), дающий возможность дифференцировать, синтезировать, иначе мыслить.

Музыкальное мышление основано на внутренних представления, на опыте, на запасе слуховых образов в памяти, на знаниях помогающих обобщать, создавать ассоциации.

Способность предвосхищать звучание, оперировать музыкально-слуховыми представлениями может обеспечить творческое отношение к исполняемому и служить контролем за качеством исполнения.