В настоящее время как за рубежом, так и у нас применяются различные методы и системы преподавания сольфеджио.
По существу сборники сольфеджио можно сгруппировать по двум основным направлениям. Одно из них включает в себя системы в основе которых лежит изучение отдельных элементов муз. Языка, звуков До мажора или интервалов. Другое направление составляют системы изучающие связи звуков: ступеневые, ладовые, гармонические.
Некоторые авторы ставят своей задачей широкое, всестороннее развитие музыкального слуха, другие стремятся найти пути к быстрейшему овладению каким-либ навыком; третьи – отдают все внимание одной из частных задач, например. Развитию только гармонического слуха.
Одной из наиболее распространённых систем в конце XIX века и начале XX следует считать, как уже отмечалось, «интервальную» систему. Она основана на изучении интервалов от любого звука вверх и вниз и рассматривает мелодию как сумму интервалов. В качестве тренировочных упражнений широко используются тональные секвенции, где интервал изучается по ступеневой величине на звуках До мажора.
Среди подобных систем, кроме традиционной интервальной, можно назвать еще «До-дека методу». В ней за основу берутся семь звуков До мажора, а ключевые знаки рассматриваются как хроматически измененные «простые» звуки.
Основа этой системы – изучение звуков До мажора, которые изменяются «простыми звуками». Появление новых тональностей, отклонений, модуляций объясняется повышением или понижением «простых» звуков.
Близко к интервальной системе стоят системы, основанные на изучении ступеней мажорной или минорной гаммы в разных тональностях. По этой системе лад отождествляется с гаммой. Изучение лада только на гаммах сужает многообразие ладовых связей.
В большинстве систем этого направления лад изучается на основе связи ступеневой мажорной и минорной гаммы. Это особенно ясно и наглядно разработано в болгарской «лесенке-столбице».
Близко к столбице стоят так называемые мануальные системы, в которых условные движения руки в пространстве изображают те или другие ступени лада.
Сюда же можно отнести цифровую систему, названия нот заменяются порядковым номером: Т-I, верхний вводный тон – II и т.д.
А. Агожанов придерживаясь системы попевок – также использует цифровые названия ступеней.
Однако цифровые системы, лишенные связи со зрительным восприятием линии мелодии, значительно менее эффективны.
В Китае для массового образования также используется цифровая система.
Преимуществом этих систем является возможность петь сразу в любых тональностях, не зная их теоретически.
Сборник Долежила (Чехословакия) интересен тем, что система воспитания слуха ведется по двум руслам:
1. На основе ладовых взаимоотношений ступеней мажора и минора;
2. На основе освоения интервалов от любого звука вверх и вниз вне ладовых связей.
В целом получается как бы объединение двух систем – абсолютной и относительной.
На каждом развороте страниц книги Долежила даны примеры, составленные в строгом соответствии с задачей, для усвоения ступеней лада.
На страницах справа изучаются интервалы, образовавшиеся в левой части, но уже по принципу построения интервала от какого-нибудь отдельного звука, со сложными альтерациями и просто сопоставлениями.
На правой странице для освоения интервалов от отдельных звуков автор берет лишь большие и малые терции и чистые квинты (каждая большая терция – до-ми, а малая терция – ми-соль). Воспроизведение интервала от любого звука происходит вне опоры на лад, по мелодическому сходству.
Таким образом, особенностью этого сборника являются два параллельно идущих пути: в левой части видна последовательность в воспитании чувства лада (изучаются сначала звуки тоники, затем вводные, доминанта, субдоминанта, альтерация, хроматизм и модуляция), а в правой – при изучении интервалов от отдельных звуков (вне лада) совершенно исключается гармоническое осознание мелодических ладов, их ладовые связи.
Процесс усвоения ладовых связей получается неосознанным, механическим.