В современной психологии приняты следующие возрастные деления:
- Дошкольный возраст:
- Ранний – до 1 года
- Младший дошкольный от 1 до 3.
- Средний дошкольный от 3 до 5
- Старший от 5 до 6(7).
- Школьный возраст:
- Младший 6(7) – 10 лет
- Средний с 10 до 14.
- Старший от 14 до 17 лет.
У детей до 1 года преобладает непроизвольные действия (силы воли нет). Произвольные действия проявляются у детей после 1 года. Этому возрасту свойственно подражание.
Чем старше ребенок, тем волевых действий становится больше и они сильнее.
Период от 3 до 5.
- Быстро складываются привычки, но они же быстро разрушаются.
- Могут выдержать психологическую отсрочку в достижении цели.
- Любознательность («почемучки»).
- Нуждаются в оценке взрослого.
- Волевые действия имеют место в течении короткого времени.
- 5-тилетний возраст – первый возраст удобный для занятия музыкой, занятия 25-30 минут. Задания меняются часто. Игровая методика обучения.
Для этого возраста характерны такие негативные проявления как упрямство и капризы.
Упрямство – это проявление неразумной воли. Проявляется в двух случаях:
- При ограничении полной свободы;
- При полной безнадзорности.
Капризы – беспричинная смена желаний, упорное стремление каждого желания до исполнения.
Чтобы предотвратить упрямство и капризы нужен индивидуальный подход, умение противопоставить организованную деятельность. Заставить отдохнуть. Но дальше продолжить занятие.
Младший школьный возраст 6(7) – 10 лет.
Особенности:
- Волевая деятельность усиливается
- Наблюдается противоречие в выполнении правил поведения и в желании ребенка. Это можно преодолеть при умелом руководстве.
- Необходимо объяснить, что такое смелость и безрассудство;
- Обостренное чувство коллективизма.
- Детям трудно признать свои ошибки, особенно в присутствии своих товарищей. В этом случае эффективны индивидуальные беседы;
- Самостоятельность, активность, инициативность. 9-тилетний возраст – II возраст удобный для начала музыкальных занятий. В этом возрасте ребенок приходит заниматься сам, занятия 40-45 минут, задания сложнее, меньше игровых заданий. Необходимо поддерживать интерес, хорошие взаимоотношения с учеником.
- Развитие воли немыслимо без обогащения памяти, мышления, воображения и др.
Средний школьный возраст 10-14 лет.
Возраст – категория, не только психологическая, но и физиологическая.
Физиологические особенности:
- Быстры рост мышечной системы и трудоспособности, к этому нужно относиться с осторожностью.
- Развитие у девочек идет быстрее на 1,5 – 2 года.
- Период полового созревания тоже на 1,5 – 2 года у девочек быстрее в связи с этим меняется гормональный фон, имеется выброс адреналина.
- Быстрый рост нервных связей.
Психологические особенности:
Активность, целенаправленность, стремление к подражанию, больше плохому. В этом возрасте существует 2 трудных подростковых периода — 11 и 13 лет.
- резкость в суждениях, грубость, откровенность.
- упрямство идет за настойчивость, а лихачество за смелость.
- слабая выдержка в руководстве собой.
- развитие в речи, но исключительно для всех пишут как говорят.
- резкие вульгарные выражения.
- по прежнему сильно развитое чувство коллективизма.
- некоторые скрытные (скрывается любовь к родителям, учителю).
Причины отрицательного отношения к учебе:
- Наличие другого интереса.
- Конфликт с учителями.
- Временные неудачи в учебе.
- Отвращение к запоминанию, зубрежке.