В современной психологии приняты следующие возрастные деления:

  1. Дошкольный возраст:
  2. Ранний – до 1 года
  3. Младший дошкольный от 1 до 3.
  4. Средний дошкольный от 3 до 5
  5. Старший от 5 до 6(7).
  6. Школьный возраст:
  7. Младший 6(7) – 10 лет
  8. Средний с 10 до 14.
  9. Старший от 14 до 17 лет.

У детей до 1 года преобладает непроизвольные действия (силы воли нет). Произвольные действия проявляются у детей после 1 года. Этому возрасту свойственно подражание.

Чем старше ребенок, тем волевых действий становится больше и они сильнее.

Период от 3 до 5.

  1. Быстро складываются привычки, но они же быстро разрушаются.
  2. Могут выдержать психологическую отсрочку в достижении цели.
  3. Любознательность («почемучки»).
  4. Нуждаются в оценке взрослого.
  5. Волевые действия имеют место в течении короткого времени.
  6. 5-тилетний возраст – первый возраст удобный для занятия музыкой, занятия 25-30 минут. Задания меняются часто. Игровая методика обучения.

Для этого возраста характерны такие негативные проявления как упрямство и капризы.

Упрямство – это проявление неразумной воли. Проявляется в двух случаях:

  1. При ограничении полной свободы;
  2. При полной безнадзорности.

Капризы – беспричинная смена желаний, упорное стремление каждого желания до исполнения.

Чтобы предотвратить упрямство и капризы нужен индивидуальный подход, умение противопоставить организованную деятельность. Заставить отдохнуть. Но дальше продолжить занятие.

Младший школьный возраст 6(7) – 10 лет.

Особенности:

  1. Волевая деятельность усиливается
  2. Наблюдается противоречие в выполнении правил поведения и в желании ребенка. Это можно преодолеть при умелом руководстве.
  3. Необходимо объяснить, что такое смелость и безрассудство;
  4. Обостренное чувство коллективизма.
  5. Детям трудно признать свои ошибки, особенно в присутствии своих товарищей. В этом случае эффективны индивидуальные беседы;
  6. Самостоятельность, активность, инициативность. 9-тилетний возраст – II возраст удобный для начала музыкальных занятий. В этом возрасте ребенок приходит заниматься сам, занятия 40-45 минут, задания сложнее, меньше игровых заданий. Необходимо поддерживать интерес, хорошие взаимоотношения с учеником.
  7. Развитие воли немыслимо без обогащения памяти, мышления, воображения и др.

Средний школьный возраст 10-14 лет.

Возраст – категория, не только психологическая, но и физиологическая.

Физиологические особенности:

  1. Быстры рост мышечной системы и трудоспособности, к этому нужно относиться с осторожностью.
  2. Развитие у девочек идет быстрее на 1,5 – 2 года.
  3. Период полового созревания тоже на 1,5 – 2 года у девочек быстрее в связи с этим меняется гормональный фон, имеется выброс адреналина.
  4. Быстрый рост нервных связей.

Психологические особенности:

Активность, целенаправленность, стремление к подражанию, больше плохому. В этом возрасте существует 2 трудных подростковых периода — 11 и 13 лет.

  1. резкость в суждениях, грубость, откровенность.
  2. упрямство идет за настойчивость, а лихачество за смелость.
  3. слабая выдержка в руководстве собой.
  4. развитие в речи, но исключительно для всех пишут как говорят.
  5. резкие вульгарные выражения.
  6. по прежнему сильно развитое чувство коллективизма.
  7. некоторые скрытные (скрывается любовь к родителям, учителю).

Причины отрицательного отношения к учебе:

  1. Наличие другого интереса.
  2. Конфликт с учителями.
  3. Временные неудачи в учебе.
  4. Отвращение к запоминанию, зубрежке.