Тимоти Майлз Биндон Райс

e1ougvxhu2
Тимоти Майлз Биндон Райс (10.11.1944 – настоящее время), композитор

Родился 10 ноября 1944 года в графстве Букингемшир в классической английской семье “среднего класса”. Он был старшим из трех детей (у Тима есть два брата, Джо (с которым он написал книгу рекордов Гиннесса в рок-музыке) и Эндрю).

Райс окончил хорошую частную школу, и все-таки высшего образования обретать не стал, ограничившись годом обучения в Сорбонне. Вместоположение этого он начал вкалывать в мелкий юридической конторе, хотя уже в те годы мечтал связать свою бытие с музыкой – истина, не в качестве автора текстов, а в качестве исполнителя.

Его мамаша была знакома с Дезмондом Элиотом, тот, что в то время представлял интересы тогда ещё никому не известного молодого композитора Эндрю Ллойд-Уэббера, и, узнав, что Тим сам пишет песни, тот посоветовал ему связаться с Эндрю. Тим последовал этому совету и 21 апреля 1965 года написал знаменитое послание Ллойд-Уэбберу, в котором предлагал поработать вкупе. Вскоре за этим последовала саммит, а прочее, как говорится, уже история.

Молодые люди безотложно взялись за написание мюзикла по сюжету, предложенному Эндрю – произведение называлось “Такие, как мы”. Мюзикл оказался неудачным – во всяком случае, не излишне подходящим для профессиональной сцены – а становить его в каком-нибудь оксфордском театре новоиспеченный творческий дуэт отказался. Однако следом, в 1968 году, был написан “Иосиф и его изумительный цветной плащ снов” (“Joseph And His Amazing Technicolor Dreamcoat”), получивший довольно широкую известность в Англии, а следом и за ее пределами.

Затем последовал ещё единственный неудачный мюзикл “Вернись Ричард, ты нужен своей стране” (запись песни с одноименным названием разрешено услыхать на недавно выпущенном сборнике из пяти дисков “Andrew Lloyd Webber, Now And Forever” в исполнении самого Тима Райса), а следом – легендарный “Иисус Христос – Суперзвезда”. Надо изречь, что к тому времени Тим уже давнехонько оставил попытки сделаться юристом и, позже недолгой работы в качестве ассистента на студии звукозаписи EMI, на все сто сосредоточился на сочинительстве. Концепт-альбом “Суперзвезды”, записанный в 1970 году, не вызвал большого ажиотажа в Великобритании, в различие от в Соединенных Штатов, где запись была встречена весьма тепло. Там в 1971 году и состоялась мировая премьера спектакля. Через два года Норманом Джуисоном был снят одноименный кино, а в 2000 году – новая видеоверсия мюзикла.

После “Иисуса” творческие пути соавторов начали расходиться. Первоначально оба они собирались действовать над мюзиклом по мотивам известных в Англии расказов П. Дж. Вудхауза о Берти Вустере и его дворецком Дживсе, при всем при том Тим вскоре понял, что хочет заниматься нимало другим: а аккурат – нацарапать мюзикл об Эве Перон, жене аргентинского диктатора, умершей от рака в 33 года. Эндрю, тем не менее, продолжил работу над “Дживсом” с другим автором, Аланом Эйкбурном, и все-таки это шоу ожидал провал. Тогда композитор вернулся к своему первому либреттисту – Тиму. Концепт-альбом “Эвита”, записанный в 1976 году, безотложно стал сильно популярен в Великобритании. Тим к тому времени уже был семейным человеком: он женился в 1974 году на Джейн Макинтош, и в том же году у них родилась дочка, которую назвали Эва Джейн Флоренс, в 1977 году родился наследник Дональд.

В 1978 году “Эвита” была поставлена на сцене. Главные роли в спектакле исполняли тогда ещё никому не известная Элейн Пейдж (в текущий момент ее называют королевой британского театра) и поп-певец Дэвид Эссекс. Вскоре стало известно, что Элейн и Тима связывают не нетрудно дружеские отношения. Все это не крайне нравилось его ближайшему другу и соавтору (Эндрю, в то время ещё примерный семьянин, не знал, что шибко резво он окажется в той же ситуации с Сарой Брайтман). Тем не менее, до развода с Джейн Макинтош занятие не дошло, хотя печать вовсю смаковала подробности романа.

В этом же году между соавторами произошла серьезная размолвка. Эндрю, всю бытие мечтавший черкануть что-нибудь о кошках, загорелся идеей мюзикла, в основе которого лежал бы цикл стихотворений Т.С. Элиота “Old’Possum’s Book of Practical Cats”. Участие либреттиста в этом проекте не требовалось, но нужно было черкануть одну балладу (речь шла о знаменитой “Memory”). Тим сначала отказался – как считается, потому как, что Элейн не было в составе участников. Однако, когда в финальный миг исполнительница главной роли Джуди Денч повредила ногу, и стало ясно, что главную образ будет игрывать Элейн, Тим написал контент на мелодию Эндрю. Композитору контент понравился, при всем при том задача заключалась в том, что режиссер спектакля, Тревор Нанн, представил свою версию текста, и в итоге на ней и было решено встать. Нетрудно сообразить, что это повлекло за собой огромную обиду со стороны Райса и разрыв его отношений с Ллойд-Уэббером. После этой истории при написании на практике каждого своего мюзикла Эндрю предлагал Тиму сотрудничество, но – увы: вкупе они написали только небольшую комическую постановку “Крикет” к юбилею королевы. С 1978 года их пути решительно разошлись.

Тима давнехонько привлекала мысль написания мюзикла, действо которого проходило бы во времена Холодной войны. За основу сюжета был взят шахматный матч между Фишером и Спасским в Рейкъявике. Когда-то Райс более того предлагал Эндрю трудиться вкупе, но у Ллойд-Уэббера были свои творческие планы. В итоге музыку к мюзиклу “Шахматы” сочинили Бенни Андерсон и Бьорн Ульвеус – члены знаменитого квартета АББА. Концепт-альбом (излюбленная практика Тима) был записан в 1983 году, главные партии исполнили, разумеется, Элейн Пейдж (песня “I know Him So Well” была автобиографичной), Мюррей Хед (Иуда из оригинальной записи “Иисуса”) и Томми Кернберг. Альбом неплохо продавался в Европе, а песня “I know Him So Well” продолжительно удерживала первое местоположение в чартах, и был признана самым популярным женским дуэтом. В 1984 году спектакль был поставлен в Лондоне, где шел в течение трех лет. По иронии судьбы, режиссером был Тревор Нанн. К сожалению, бродвейская версия спектакля провалилась – это было не в последнюю очередность связано с неудачной постановкой. Кроме того, в сюжет мюзикла и контент либретто без ведома Райса были внесены изменения, от чего сюжет стал ещё больше запутанным, чем на первых порах. Тем не менее, в последствии спектакль ставился уймище раз (в текущий момент его позволительно осмотреть в Стокгольме) и остается, пожалуй, любимым произведением Тима Райса.

Одним из кумиров юности Тима был Клифф Ричард (он записывался на EMI в то время, как Тим там работал), и Тим был сильно рад, когда Клифф предложил ему совместную работу над мюзиклом. Так появился “Хитклифф”, созданный в соавторстве с Джоном Фарраром. Кроме того, Тим вернулся к своей идее музыкального спектакля о короле Ричарде Львиное Сердце, и сообща с композитором Стивеном Оливером написал мюзикл “Блондель” о менестреле Ричарда (не в особенности успешный). Для легендарного Фредди Меркьюри Тим написал две песни – “Fallen Priest” и “Golden Boy”, которые звучат на альбоме “Барселона”. Кроме того, он сотрудничал с такими композиторами, как Вангелис, Франсис Лей, Пол Маккартни и многими другими. Вместе со знаменитым “диснеевским” композитором Аланом Менкеном они создали мюзикл “Король Давид”, некоторое время шедший в Америке. В 1994 году Тима посвятили в рыцари, и в настоящий момент он именуется сэром.

А после этого наступила эра Диснея. Началась она с того, что Тима попросили сочинить немного песен для мультфильма “Алладин” (неизменный соавтор Менкена скоропостижно скончался), и песня “A Whole New World” принесла Райсу его первого “Оскара”. После этого к нему обратились с предложением намарать песни для следующего мультфильма студии Диснея – “Король лев”, и в качестве композитора Тим выбрал Элтона Джона (у них уже был мелкий навык совместной работы – песня “Legal Boys”). Мультфильм стал суперпопулярным, а Тим добавил в свою коллекцию ещё одну премию киноакадемии, за песню “Can You Feel The Love Tonight”. В 1996 году, в конце концов, были воплощены планы по экранизации “Эвиты”. Ради этого проекта бывшие “заклятые друзья” были вынуждены ещё раз объединить свои усилия (да так, что в итоге помирились), и не напрасно – песня “You Must Love Me” принесла Тиму третьего, а Эндрю – первого “Оскара”.

Затем последовала ещё одна совместная служба Райса и Элтона Джона – мюзикл “Аида”. И сызнова фарт – пять премий “Тони” и “Грэмми”. После этого Тим и Элтон еще раз обратились к мультипликации и написали песни к мультфильму “Дорога на Эльдорадо” студии Dreamwork. Эта служба на нынче – концевой немалый план либреттиста. Однако Тим Райс не сидит без дела – вовсе недавно в Стокгольме была поставлена шведская версия “Шахмат”, вскоре в Голландии открывается “Аида”, к выходу в свет готовится второй том его автобиографии (первостепеннный был написан в 1997 году и охватывает отрезок времени жизни до 1978 года).

Тим по-прежнему женат на Джейн Макинтош. Их роман с Элейн Пейдж закончился в начале девяностых. Недавно у него родился третий дитятко, девчонка (истина, не от Джейн). Когда-нибудь он обещал достигнуть и до России, где до этого бывал дважды: в Москве в 1982 году, во времена подготовки “Шахмат”, и позднее, в Санкт-Петербурге.

Перейти к произведениям автора