Цикл “Времена года” – это пример русского фортепианного стиля, а конкретно – фортепианного мелодизма Чайковского. Его истоки – в городской романсной мелодике. “Времена года” – это “…пьесы “малых форм” пианизма, потребные для исполнителя и слушателей вне величавых концертных эстрад, но с душевным содержанием, отвечающим зовам всего населения…” Мелодии “Белых ночей”, как и другие мелодии Чайковского – “душевно приветливые, … неотрывные и незабываемые”

Пьеса написана в сложной трехчастной форме А В А, где

А – простая двухчастная, репризная

a bа

9 + 10

G* B-G

B – простая трехчастная с измененной репризой

a b a1

25 + 10 + 13

h-G Fis h-G*

A – реприза

a bа

9 + 12

G* B-G

* – В этих разделах тоника соль мажора избегается, в основном движение в доминантовой сфере.

“Май” Чайковского – это ноктюрн. Но в отличие от ноктюрнов Шопена, это русская музыка с её широкими мелодиями, попевно-подголосочной (термин Б.Асафьева) полифонией и плагальными оборотами.

Первые же звуки вводят слушателя в атмосферу светлой летней ночи. Спокойный темп, волнообразное движение, мягкое арпеджиато передают пленительный образ. Легкое крещендо, мелодия, устремляющаяся в более высокий регистр, приводят к небольшой кульминации. Двухдольная мелодия накладывается на трехдольный метр, обрисовывая нечто зыбкое, невесомое, загадочное. Это отмечал и Асафьев в своей статье “Времена года”:

“В некоторых случаях гемиольное соотношение образуется нанизыванием цепочки двухдольных мотивов в трехдольных тактах, в результате два трехдольных такта вмещают в себя три двухдольных мотива. Возникает перекрестность, выразительные возможности которой многообразны… Примерами могут служить начало фортепианной пьесы “Белые ночи” из цикла “Времена года”…” (Б. Асафьев, Сборник статей о Чайковском)

Первый период простой двухчастной является разомкнутым периодом повторного строения из двух предложений. При основной тональности G-dur этот период начинается с доминанты, через побочные септаккорды и отклонения в D-dur, e-moll, h-moll приходит снова к ре мажору. Эта игра тональностей, избегание основной, вместе с необычным метроритмическим рисунком подчеркивает русский характер музыки.

Избегание устойчивого завершения периода в различных художественных целях вообще характерно для фортепианных сочинений Чайковского. Здесь начальный период завершается колористически тонким, истаивающе хрупким звучанием в верхнем регистре тонического секстаккорда доминантовой тональности D-dur.

Второй период начинается в более далекой тональности (такое сопоставление нередко встречается у романтиков) – B-dur. Спускающаяся мелодия охватывает несколько октав и приходит к звуку “fis” – здесь начинается реприза, в которой тема наконец-то звучит определенно в основной тональности.

В общем же первая часть играет роль вступления к среднему разделу, в котором полетность, неустойчивость и стремление ввысь, заложенные в первой теме, проявятся в наибольшей степени.

В контрастной середине появляется, развивается и достигает кульминации абсолютно новая тема. Это подвижная, взволнованная мелодия звучит в быстром темпе (allegretto giocoso), высоком регистре. Её фактура легкая, прозрачная. Первое изложение темы можно назвать периодом только условно, поскольку оно разомкнуто и непосредственно переходит в развитие.

В быстром темпе, в непрерывном движении течение мелодии приближается к кульминации. Близость кульминации подчеркивает и органный пункт на звуке “ля”, и повторение одного мелодического оборота, накапливающее напряжение.

Кульминационный раздел длится всего 10 тактов, и реприза за ним проходит на diminuendo, постепенно угасая.

Последняя часть сложной трехчастной является точной репризой, за исключением небольшого расширения в последних тактах.

Д. Арутюнов отмечал, что “…в крайних разделах сложной трехчастной формы пьесы “Белые ночи” вторая часть двухчастной формы состоит из середины, сочетающей одновременно функции продолжения и контраста, и репризы продолжающего типа” (Арутюнов Д. Сочинения П.И.Чайковского в курсе анализа музыкальных произведений. М., 1990).

Необходимо также отметить, что Чайковский не редко использовал терцовое соотношение тональностей между крайними и средней частью формы, поскольку композитор придавал большее значение колористическому началу. Пример такого соотношения в данном произведении – G – h – G.

Список использованной литературы:

  • Асафьев Б., Сборник статей о Чайковском.
  • Арутюнов Д. Сочинения П.И.Чайковского в курсе анализа музыкальных произведений. М., 1990
  • Полякова Л. “Времена года” П.И.Чайковский, М., 1960