Слух в жизни человека выполняет важнейшую функцию. Жизненные впечатления, воспринимаемые человеком при помощи слуха, беспредельны.
В природе мы встречаемся с великим множеством разнообразных звуков, которые воспринимаем благодаря способности нашего слуха улавливать особые воздушные звуковые волны, физическим источником которых являются колебания упругих тел.
Источники звука могут быть самыми различными. Мы слышим пение птиц, звон колоколов, вой ветра, писк комара, жужжание пчел. Мы слышим живое разнообразие интонаций человеческой речи, пение голосов, игру на музыкальных инструментах.
Слушая музыку, человек постепенно совершенствует и облагораживает свой слух. Вместе с тем он постепенно начинает все глубже понимать язык музыкального произведения. Ведь в музыке – в художественно своеобразной, специфической форме – выражены мысли и чувства людей.
Жизненные слуховые впечатления – неисчерпаемый материал для формирования нашего слуха, и все же область воспитания его не может быть ограничена только ими. Необходима специальная, настойчивая и систематическая работа, и эта работа тесно связана с изучением основ музыкальной науки – нотной грамоты.
Музыкальный слух – это способность человека к восприятию и воспроизведению звуков, а также к внутренней фиксации их в осознании, то есть мысленному их воспроизведению.
Для музыкального слуха характерно более глубокое восприятие внешних звучаний – способность ощутить органические, внутренние связи, объединяющие звуки в единое неразрывное целое.
В той или иной форме музыкальный слух свойственен каждому из нас и при условии целеустремленной и настойчивой работы может быть развит и доведен до высокой ступени совершенства..
На протяжении многовековой истории своего развития музыка накопила огромное богатство художественно-выразительных средств, достигла огромного разнообразия форм и жанров. Однако как бы ни было сложно музыкальное произведение, мы воспринимаем в нем прежде всего мелодию.
Мелодия – это душа музыки. Любое музыкальное произведение мы узнаем, прежде всего, по мелодии или мелодиям, которые в нем заключены.
Мы знаем множество разнообразных мелодий, которые радуют, волнуют, печалят, веселят нас – доставляют нам эстетическое удовольствие, вызывают в нашем представлении те или иные образы.
Однако простое и непосредственное восприятие мелодии не может дать нам полного и достаточно глубокого представления о музыкальном произведении.
Чтобы по-настоящему осмыслить, до конца понять его, необходимо изучать язык мелодии, который складывался на протяжении столетий.
Первое, на что мы обращаем внимание, пропевая любую мелодию, это то, что звуки, встречающиеся в ней, отличаются друг от друга, прежде всего, своей высотой.
Способность ясно ощутить высоту звука и точно воспроизвести ее предполагает уже достаточно развитый музыкальный слух.
В музыке различают так называем абсолютный и относительный слух.
Абсолютный слух это прирожденная способность точно фиксировать высоту звука.
Человеку свойственно не только внешнее восприятие звуковых впечатлений, но и внутренняя фиксация их – способность восстановить их в своей памяти – то, что принято называть внутренним слухом.
Беспредельным богатством содержания и разнообразием музыкально выразительных средств отмечены и величайшие художественные ценности, созданные классическим музыкальным творчеством. Слушая музыку Моцарта, Бетховена, Шопена, Чайковского, Бородина и других замечательных представителей музыкального искусства, знакомясь с музыкой наших современников, советских композиторов Прокофьева, Глиэра, Шостаковича, Хачатуряна и других, мы не только постепенно воспитываем и совершенствуем свой слух, но и поднимаем свою музыкальную культуру, в то же время испытывая огромную радость творческого восприятия подлинно художественных творений.