Цель: Познакомить учащихся с русской комической оперой.

Задачи: Воспитать интерес учащихся к жанру оперы, организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания:

1. Назовите новые формы музицирования и жанры русской музыки XVIII века.

2. Что такое роговой оркестр?

3. Что послужило толчком для развития русской национальной композиторской школы?

4.Назовите ведущий жанр русской музыки последней трети XVIII века.

  1. Объяснение нового материала.

ВАСИЛИЙ АЛЕКСИЕВИЧ ПАШКЕВИЧ

Большой вклад в развитие русской комической оперы внес Василий Алексеевич Пашкевич.

Если годы жизни Соколовского мы вообще не знаем, о Пашкевиче мы можем сказать лишь то, что он родился около 1742 года. О жизни его сохранились очень скудные сведения. Известно, что в 60-х годах он служил скрипачом в придворном оркестре, а затем был дирижером «бальной музыки» при дворе. Работал он в Придворной певческой капелле, а также преподавал в Академии художеств.

Как композитор Пашкевич находится в ряду самых талантливых музыкантов этого века – основоположников оперного жанра в России. До наших дней дошло несколько партитур Пашкевича.

Им написаны оперы «Как поживаешь, так и прослывешь, или Санкт-Петербургский гостиный двор» (1782), «Скупой» (1782), сказочная опера «Февей» (1786), а также музыка к исторической пьесе императрицы Екатерины «Начальное управление Олега» (1790).

Среди произведений Пашкевича выделяется своими достоинствами и необычной судьбой опера «Санкт-Петербургский гостиный двор». Ее премьера состоялась в 1782 году. Первый вариант музыки не сохранился, и долгое время считалось, что автором музыки и текста первой редакции является М. Матинский.

МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ МАТИНСКИЙ (1750-1820).

Переводчик, драматург, учитель математики и географии, был одним из тех деятелей русской культуры, какими славилась Россия той поры. Он был выходцем из крепостных крестьян и отличался многогранностью дарования. Пьесы этого драматурга подготовили расцвет русской комедии. Исследователи находят в его сочинениях прообраз будущих комедий великого русского драматурга Островского, смело показывающего нравы купеческого «темного царства». Даже сюжет оперы «Гостиный двор» похож на комедию Островского «Свои люди – сочтемся». Купец Сквалыгин выдает свою дочь замуж за чиновника Крючкодеева. Вместе с будущим зятем он пускается на разные мошенничества: подделывает векселя, обманывает кредиторов. Но правосудие торжествует. Сквалыгина и Крючкодеева берут под стражу. Заканчивается опера прославлением справедливости («Царствуй, истина святая»).

До наших дней дошла вторая редакция оперы 1792 года. Сегодня точно известно, что музыку обеих редакций написал В. Пашкевич. Ведь Матинский не был музыкантом. В своем либретто он лишь указал народные песни для музыкальной обработки пьесы.

ЕВСТИГНЕЙ ИПАТЬЕВИЧ ФОМИН.

Одной из крупнейших фигур русской музыки XVIII века является Евстигней Ипатьевич Фомин. Он родился в 1761 году в Петербурге. Его отец был солдатом-канониром Тобольского полка. В 6 лет мальчика отдали учиться в Академию художеств, где он получил музыкальное образование. Академию он закончил блестяще. В 1782 году он был направлен для продолжения образования в Италию. В Болонье он учился у прославленного композитора и теоретика падре Мартини. Талант Фомина получил достойную оценку за рубежом: на его долю выпала редкая честь быть избранным по конкурсу в члены Болонской филармонической академии.

В 1785 году молодой композитор, только что получивший звание академика, вернулся на родину. В Петербурге он начал свою деятельность с создания по заказу на либретто Екатерины II оперы-балета «Новгородский богатырь Боеславич».

Только в XIX веке имя Фомина привлекло внимание историков. Вокруг него сложились легенды. Его перу принадлежит около 30 опер. С большим талантом композитор показал в них сферу трагического и комического, возвышенных образов античности и современного бытового сюжета.

В основу оперы «Ямщики на подставе» (1787) композитор положил подлинные народные мелодии. Но его отношение к народной песне отличалось от позиции всех предшественников: он не просто обрабатывает ее, а развивает в сложной хоровой форме. Эту оперу называют первой русской хоровой оперой.

Текст был написан известнейшим поэтом и драматургом той поры Н. Львовым. Эта одноактная опера, которой автор дал название «Игрище невзначай», представляет собой картину из жизни русских ямщиков. Ее сюжет: на почтовой станции (подставе) собрались ямщики. Среди них первый удалец Тимофей и его жена, Фадеевна. Злой недруг Тимофея, вор и пройдоха Филька Пролаза пытается незаконно сбыть его в рекруты. С помощью проезжего офицера дело разъясняется. Вместо Тимофея в рекруты попадает сам Филька. Опера заканчивается радостной хоровой сценой. Вот в таком простом сюжете композитор стремился воплотить обобщенный образ народа, выразить в песне особенности народного характера.

Высоким достижением Фомина стала мелодрама «Орфей» (1792). Мелодрама – особый вид музыкально-театрального спектакля, в котором литературный текст произносился с сопровождением симфонической музыки. Монологи актеров, которые читались речитативом, чередовались с музыкальными вставками и только иногда «накладывались» на оркестровый фон. Основой мелодрамы были сюжеты трагического характера. Поэты и композиторы XVIII века видели в этих «музыкальных трагедиях» новый возвышенный строй чувств. Музыка в мелодраме поддерживала речь актера, усиливала ее драматические эмоции. В таких спектаклях охотно участвовали крупные трагические актеры той эпохи, пленяя зрителей певучей выразительной декламацией.

Музыкальный язык мелодрамы Фомина, написанной на текст Я. Княжнина, близок произведениям Моцарта, Глюка и других европейских композиторов. В пламенной, страстной и трагической музыке Фомин передал главную идею древнегреческого мифа о преданной любви Орфея и Эвридики, сумевшей победить смерть. Он выразил в ней протест Орфея против слепой воли судьбы и подчеркнул мысль о великой силе искусства и любви.

Мелодрама Фомина стала одним из самых совершенных классических образцов этого жанра. В ней композитор решил одну из важнейших задач, стоящих перед русской музыкой того времени: ему впервые удалось овладеть большой трагической темой.

Этим произведением он показал, что русская музыка уже не ограничивалась жанрово-бытовой тематикой, а смело вторглась в мир больших идей и глубоких чувств.

ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ БОРТНЯНСКИЙ.

Самым универсальным композитором своего времени стал Дмитрий Степанович Бортнянский. Он — классик хоровой музыки, автор трех опер, произведений для фортепиано, инструментальных ансамблей.

Украинец по происхождению, Бортнянский родился в 1751 году в городе Глухове, который был крупным центром хоровой культуры. Здесь была создана специальная школа, готовившая певчих для русского двора. В 7 лет мальчик был зачислен в Придворную капеллу и сразу же поразил слушателей своими выдающимися музыкальными данными и прекрасным голосом. С десяти лет он принимал участие в придворных концертах, пел ведущие партии в оперных спектаклях. В 1769 году он был отправлен для обучения в Италию, где провел около десяти лет. Написанные им итальянские оперы «Креонт» (1776), «Алкид»(1778), «Квинт Фабий»(1779) с успехом ставились в крупных оперных театрах Италии.

Когда в 1779 году Бортнянский вернулся в Россию, он был назначен капельмейстером при Малом дворе наследника Павла. Это был небольшой круг знати, вдали от пышного двора Екатерины. Именно здесь композитор написал лучшие свои оперы «Празднество синьора», «Сокол», «Сын-соперник», камерные инструментальные сочинения.

В 1796 году Бортнянский получил место директора Придворной капеллы и с тех пор посвятил себя исключительно хоровой музыке. Под его руководством капелла превратилась в крупнейшую хоровую организацию, в которую привлекались лучшие силы. Большое внимание он уделял музыкальному образованию юных певцов, потому что в своих учениках он видел не только певцов-исполнителей, но и будущих хоровых дирижеров, хорошо образованных музыкантов, способных нести музыкальное просвещение в глухие села и города России.

Проработав в качестве директора капеллы почти тридцать лет, Бортнянский умер в Петербурге в 1825 году.

Русская опера помогала развитию и других жанров русской музыки – симфонизма, хоровой классики, вокальной лирики. Именно развитие оперы в XVIII веке обусловило ту роль, которую она будет играть в творчестве композиторов – классиков.

ИВАН ЕВСТАФЬЕВИЧ ХАНДОШКИН.

Родился в 1747 году в семье портного, исполнявшего обязанности придворного музыканта в оркестре Петра I. В 15 лет молодой музыкант был принят в придворный оркестр и сразу же зарекомендовал себя одним из лучших исполнителей. Вскоре он стал первым камерным-музыкантом, а затем и капельмейстером оркестра. В 1785 году по приказу князя Потемкина он уехал в Екатеринослав, где князь открывал музыкальную академию. Но проект Потемкина так и не осуществился и в 1789 году Хандошкин вернулся в Петербург, где и умер в 1804 году.

Этого музыканта нужно считать первым крупным русским исполнителем, основоположником скрипичной школы в России. Много лет он выступал в концертах, причем был не только лучшим скрипачом своего времени, владел альтом и гитарой. Он создал 50 циклов вариаций, сонаты. В своих вариациях на народные темы он свободно трактовал народную мелодию, обогащал ее, раскрывал образное содержание. Эти произведения – развернутые концертные пьесы с тонко разработанной виртуозной фактурой. Творчество Хандошкина стало ценным вкладом в русскую музыку.

  1. Слушание музыкальных фрагментов: Отрывки из опер.
  2. Обобщение урока:
  1. Перечислить известные комические оперы.
  2. Как складывалась судьба русских композиторов XVIII века?
  3. Назвать особенности русской комической оперы XVIII века.
  1. Д/з: Шорникова 3 год обучения, стр.21-33