Цель: Познакомить учащихся с вокальным творчеством Бородина.
Задачи: Воспитать интерес учащихся к вокальному творчеству Бородина. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.
Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.
Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания:
1. Какие акты оперы посвящены показу образов Востока, а какие — описанию русского лагеря?
2. Раскрой основные драматургические конфликты оперы.
3.Объясни, в чем заключаются особенности жанра эпической оперы?
3. Объяснение нового материала.
Вокальное творчество Бородина невелико по объему. Им написано всего шестнадцать романсов. Их можно разделить на несколько групп.
К первой группе принадлежат романсы, воплощающие образы народного эпоса и сказки («Песня темного леса», «Спящая княжна»). Другая группа — лирические высказывания и психологические зарисовки («Отравой полны мои песни», «Для берегов отчизны дальной»). Третья — включает бытовые и юмористические романсы.
В своем романсовом творчестве Бородин обращался к текстам таких поэтов, как Пушкин, Некрасов, Гейне, А. Толстой. Для нескольких романсов композитор сочинил собственные тексты. Это привело к особенной слитности музыкальных и поэтических образов.
Единство музыки и слова достигнуто Бородиным теми же средствами, что и в опере: он стремился к обобщенному воплощению поэтических образов.
Наибольший интерес вызывают сказочные и эпические романсы композитора. Они примыкают к главным произведениям Бородина-опере «Князь Игорь» и Второй симфонии.
«Спящая княжна» написана на собственный текст Бородина. В этом романсе сопоставляются образы спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. Современники говорили, что в образе княжны Бородин хотел иносказательно воплотить образ России, скованной враждебными силами и ждавшей, когда «час ударит пробуждения».
«Песня темного леса» содержит более конкретный богатырский образ. Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен вольницы (недаром своему романсу автор дал подзаголовок — «Старая песня»).
В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого, но подчеркнул в них то, что было близко современности — стихийную силу и неудержимое стремление к свободе.
Если в эпических романсах проявились «великанская сила» и «колоссальный размах» таланта композитора, то лирические романсы Бородина примыкают к лирическим страницам оперы «Князь Игорь». Но благодаря камерности самого жанра композитор смог в них еще тоньше выразить душевные переживания.
Среди них особое место занимает элегия «Для берегов отчизны дальной». Она была написана в 1881 году под впечатлением смерти Мусоргского. Музыка этого романса гениально сливается с текстом Пушкина. Ее отличают глубина и сила чувств в сочетании с удивительной сдержанностью, благородством. Настроение глубокой сдержанной печали, мужественной скорби, острота и боль переживаний отличают это сочинение композитора.
Среди юмористических романсов Бородина можно выделить «Спесь» на стихи А.К. Толстого, в котором хорошо видны главные черты этого жанра в творчестве композитора. Бородину не были свойственны хлесткая насмешка, едкая ирония. Его романсы отличает добродушный комизм. Но спесь — порок общественный. Поэтому, высмеивая его, композитор приближается к социальной сатире — жанру столь популярному в творчестве Даргомыжского и Мусоргского.
Завершая наш разговор о романсовом творчестве Бородина, отметим, что в своих романсах композитор продолжал традиции М.И. Глинки. И в то же время именно Бородин ввел в вокальную музыку новые образы — эпические образы народной героики. Этим он придал романсам больший размах.
4. Слушание музыкальных фрагментов: Романсы А. П. Бородина: «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Для берегов отчизны дальной», «Спесь».
5. Обобщение урока:
1. Сколько романсов написал Бородин?
2. Какие жанры композитор предпочитал в финансовом творчестве?
З.На чьи тексты писал свои романсы композитор?
4.Назови сказочно-эпические романсы Бородина.
5. С чем ассоциировался образ спящей княжны для современников?
6. Что нового внес Бородин в финансовое творчество?
6. Д/з:. Шорникова, стр. 171-174.