1.а) Альтерацией называется полутоновое обострение существующих в ладу целотоновых тяготений без изменения функций аккордов и без выхода за пределы данной тональности.

б) Измененные таким образом аккорды называются альтерированными.

в) Альтерированные созвучия возникли от хроматических проходящих звуков в разных голосах в аккордах диатонического склада. Основной источник альтераций в аккордах разных функций связан с изменениями II ступени лада. Она может быть повышена и понижена в мажоре, понижена в миноре. Возможно также понижение VI ступени в мажоре.

2. Альтерированная доминанта в мажоре. Повышение и понижение II ступени в мажоре дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой, с повышенной квинтой; VII7 и VII53 с пониженной терцией, с повышенной терцией. Альтерированные VII7 и D9 употребляются и в натуральном, и в гармоническом ладах.

Наиболее распространены следующие обращения: D53#5, D7#5,D7b5, VII7#3.

D7b5 чаще встречается в основном виде и в виде D43

D7#5 — в основном виде и в виде D65

VII7#3 — в основном виде и в виде VII43

Наиболее естественно звучат альтерированные аккорды с ув.6, а не с ум.3.

3. Подготовление. Подготавливаются аккорды альтерированной доминанты аккордами диатонической доминанты. Сохраняя полутоновое движение к альтерированному звуку, можно также естественно подготовить альтерированную доминанту аккордами II ступени — II7,  W.

После T6, S, W альтерированный звук может также вводиться скачком.

W м.б. также альтерированной, что создает последовательность альтерированных аккордов.

4. Разрешение идет по ладовому тяготению. Повышенная квинта в D и повышенная терция в VII идет в III ступень лада (тоническую терцию).

Пониженная квинта в D и пониженная терция в VII идет в I ступень лада (тоническую приму).

При этом в T после D7#5 и VII7#3 удваивается терцовый тон.(нужно следить за правильным ув.6 и ум.3)

5. Альтерированная доминанта в миноре. В миноре II ступень только понижается и используется только гармонический минор.

Это дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой; VII53 и VII7 с пониженной терцией. Условия применения аналогичны мажору.

Лист «О, где он?», Григ «Подснежник», Скрябин Прелюдия до-диез минор, соч.11, Шостакович 3 фантастических танца, соч.1