Цель: Познакомить учащихся вокальным творчеством Мусоргского.

Задачи: Воспитать интерес учащихся к романсам и песням Мусоргского. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.


Ход урока.

  1.       Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания:

1. Расскажи, как развивается в опере образ народа и в чем отличие его прочтения Мусоргским по сравнению с другими композиторами.

2. В каких картинах и как развивается образ царя Бориса?

3. В чем отличие либретто оперы от трагедии Пушкина?

3. Объяснение нового материала.

Для М.П. Мусоргского жанр романса не стал лирическим дневником, как для многих других композиторов. Собственно лирика в его вокальном творчестве занимает сравнительно небольшое место. Особняком стоит в нем и цикл «Без солнца». Только здесь композитор рассказывал о личных, глубоко интимных переживаниях. Основу же его вокального наследия составляют своеобразные жизненные зарисовки. Будучи пытливым наблюдателем, Мусоргский в своих песнях рисовал портреты людей разных сословий, характеров, воплощал бытовые эпизоды, острые драматические столкновения. Поэтому в его творчестве преобладают монологи-рассказы, монологи-сцены, баллады, драматические повествования, в которых есть и слова автора, и прямая речь действующих лиц.

Главное место в его вокальном творчестве занимает социально-обличительная тема. Поэтому среди его песен большое число сатир.

В 60-е годы им было создано большое количество «народных картинок». Все они имеют определенный сюжет и написаны в форме монологов от лица конкретных персонажей.

В основу песни «Калистрат» положено стихотворение Некрасова, рассказывающее о тяжелой жизни крестьянина-бедняка. Сам герой вспоминает, как певшая над его колыбелью мать обещала ему счастливое будущее. А потом он сравнивает это с реальной действительностью. С горькой иронией рассказывает Калистрат о своем бедственном положении.

Этот разрыв между мечтами матери и тем, как живет Калистрат на самом деле, дал толчок Мусоргскому для передачи идеи стихотворения. Композитор добивается этого при помощи несоответствия между смыслом слов и тоном рассказа. Начинается песня ласковой протяжной колыбельной. А сам рассказ Калистрата о его тяжелой судьбе звучит как удалая плясовая песня. А чтобы еще резче подчеркнуть контраст, Мусоргский повторяет в конце песни слова начального раздела. Если о тяжелой жизни своей герой повествует с насмешкой, то рассказ и мечты матери окрашены в печальные тона.

Другую «народную картинку» Мусоргский создал в песне «Сиротка». Здесь он изобразил одинокого, бездомного ребенка, просящего милостыню. Сочинял он слова, видимо, к цже сочиненной мелодии. В них он использовал речевые интонации крестьянского говора итем самым добился яркой жизненности образа.

Музыка песни очень тонко передает смену настроений сиротки. Он начинает, видимо, привычным обращением к прохожему, заученной просьбой. Но барин остается равнодушным, и ребенок вводит все новые подробности в рассказ о своих бедствиях. Чем дальше тем торопливее говорит ребенок. Мы ясно чувствуем, что он глотает слезы, доходит до настоящего отчаяния.

Среди песен Мусоргского 60-х годов большое место занимают сатиры, которые многими особенностями примыкают к «народным картинкам». Наиболее яркой из них является песня «Семинарист», текст к которой написал сам Мусоргский.

Представьте себе молодого, полного сил, простоватого парня, который учится в духовной семинарии. Одним из главных предметов здесь является латынь, хотя в дальнейшей работе рядового попа она вовсе и не нужна. Бедный парень сидит и зубрит. Но мысли его то и дело улетают далеко от латыни. То вспоминается прекрасная Стеша, дочка попа, то он сам, обидевший семинариста троекратным «благословением» кулаком по шее за подмигивание Стеше во время церковной службы.

Вся песня строится на противопоставлении монотонной, долбящей фразы «зубрежки» и распевной мелодии, рисующей мечты семинариста.

 Теперь обратимся к вокальному творчеству Мусоргского позднего периода. При всем разнообразии его, центральное место здесь занимают драматические песни на стихи поэта Голенищева-Кутузова — баллада «Забытый» и «Песни и пляски смерти». Все эти произведения посвящены показу разных сторон жизни. А объединяет их мысль о неизбежности столкновения между стремлением человека к счастью и стоящей на этом пути беспощадной действительности.

Баллада «Забытый» была написана Мусоргским вместе с Голенищевым-Кутузовым под впечатлением от картины художника Верещагина». Эта картина изображала убитого воина
на опустевшем поле битвы. В этой балладе яркий драматизм выражен просто и сдержанно.
Музыка проникнута суровой скорбью.

Авторы раздвинули рамки сюжета. Когда мы слушаем это произведение, в нашем сознании рождается образ молодой жены убитого солдата, в далекой деревне ожидающей его возвращения. Но вернуться ему не суждено. Песня завершается трагической фразой: «А тот забыт — один лежит».

«Песни и пляски смерти» — вокальный цикл из четырех песен на стихи Голенищева-Кутузова. Главная героиня цикла — сама смерть. Она является к людям разного возраста, разных сословий, при этом каждый раз меняя свой облик.

У Мусоргского каждая сценка потрясает своей жизненной правдой. И вызывает протест, ведь смерть здесь становится воплощением всего, что мешает человеку на его пути к счастью. Она является людям под разными масками, она обманом зовет их к себе. Например, в «Колыбельной» она приходит, чтобы убаюкать больного ребенка, а сама вырывает его из рук матери. В «Серенаде» под видом кавалера она поет под окном умирающей девушки. В «Трепаке» пляшет с заблудившимся в лесу пьяным мужиком. В «Полководце» она поет убитым воинам о сладком отдыхе в земле.

Для каждой из этих песен композитор выбрал определенный жанр. Но использовал он их как бы «не по назначению». Мы привыкли, что колыбельная песня отличается спокойствием и ласковостью, здесь этого нет. В «Серенаде» нет выражения любви, в «Трепаке» — веселья, в «Полководце», который написан в жанре гимна-марша, нет праздничности. И именно в этой последней песне цикла содержится главный вывод всего произведения. Смерть торжествует над поверженными ею в прах людьми.

Но вместе с ее торжеством здесь звучит протест против войн, насилия, всех страданий, которые выпадают на долю человека.

Романсы и песни Мусоргского стали важной вехой в развитии русского романса. Они наполнили камерную вокальную музыку второй половины XIX века новым содержанием и обогатили ее новыми жанрами.

4. Слушание музыкальных фрагментов: Романсы Мусоргского: «Калистрат», «Сиротка», «Сминарист», «Забытый», «Блоха», «Полководец» (из цикла «Песни и пляски смерти»).

5. Обобщение урока:

1. Какое место в творчестве Мусоргского занимает вокальная музыка?

2. Какие характерные черты его творческого стиля нашли выражение в романсах и песнях?

3. Назови основные жанры финансового творчества Мусоргского.

4. Какие жанры были ближе ему в раннем периоде творчества, а какие — в позднем?

5. К каким жанрам относятся песни «Калистрат» и «Семинарист»?

6. В чем историческое значение вокального творчества Мусоргского?

7. Расскажи, в чем заключается основная идея цикла «Песни и пляски смерти». Какие жанры использовал здесь композитор?

    8. На чьи тексты писал свои песни Мусоргский?

6. Д/з:. Шорникова, стр. 195-203