Цель: Познакомить учащихся с оперным творчеством Мусоргского.

Задачи: Воспитать интерес учащихся к оперному творчеству Мусоргского, опере «Борис Годунов» Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

Ход урока.

  1.       Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания:

1. Назови годы жизни  Мусоргского.

2. К какому содружеству он принадлежал?

3. Где композитор получил образование?

4. Кого можно назвать его главным учителем и наставником?

5. К каким жанрам более всего тяготел композитор?

6. В каких произведениях это кредо проявилось больше всего?

7. Как протекали последние годы композитора?

3. Объяснение нового материала.

По своей натуре Мусоргский был выдающимся музыкальным драматургом. Именно в театре он смог так полно и ярко показать явления действительности. Он был великим мастером создания в музыке живых человеческих характеров, причем передавал не только чувства человека, но и его внешний вид, повадки, движения. Но главное, что влекло композитора к театру, — возможность показать в опере не только отдельного человека, но и жизнь целого народа, страницы его истории, которые перекликались с полной драматизма современностью. Вспомните его оперы. «Борис Годунов» рассказывал о крестьянской войне. В «Хованщине» показано брожение во всем русском обществе накануне реформ Петра I. Народное движение под предводительством Емельяна Пугачева он хотел показать в неосуществленном замысле оперы «Пугачевщина». Видите, все эти события были близки его времени, позволяли ставить вопросы, волновавшие современников Мусоргского.

Художественный мир Мусоргского был заполнен непривычными героями и образами. Беглые монахи, семинаристы, нищие, дети-сироты как будто пришли на страницы его произведений из самой жизни. А вместе с ними пришли украинские хлопцы и дивчины, стрельцы, вольные люди. И музыка, их рисующая, была музыкой русского человека.

Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно — началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные творения.

В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи Смутного времени. В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание. Идея несовместимости народа и царского режима была особенно подчеркнута композитором. Ведь монарх, даже наделенный умом и душой, каким показан Борис — и поэтом, и композитором, — не может, да и не хочет даровать народу свободу. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы во второй половине XIX века. «Прошедшее в настоящем» — так определил композитор свою задачу.

Пушкин, а за ним и Мусоргский, делают царя Бориса причастным к убийству царевича Димитрия. И хотя эта версия историками отвергается, она была нужна обоим художникам, чтобы в образной форме доказать преступность царской власти вообще, ее причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире.

Общепринятая трактовка оперы — драма совести Бориса, драма народа. Главным в опере становится слово Совесть.

Эту же мысль подтверждает и Самозванец. Вступив в сговор с врагами своей родины, он устремлен к одной цели — добиться власти.

Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской трагедии. Мысль о решающей роли народа он особенно подчеркнул. Поэтому изменил конец. У поэта в конце трагедии «народ безмолвствует». А у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая oneру, пожалуй, самая главная.

Центральным действующим лицом оперы является народ. Само понятие «народ» наполнилось у него новым смыслом в сравнении с другими русскими композиторами. Если раньше народ изображали неделимой массой, то Мусоргский этот обобщенный образ складывает из множества индивидуальных типов. Недаром жанр оперы был определен как народная музыкальная драма,

В новой редакции опера состоит из Пролога и 4 действий (восьми картин).

В прологе две картины. В центре каждой два главных участника трагедии — народ и царь Борис. Народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет на царский престол, — таков герой пролога. Дубинка пристава, которая отчетливо слышна в оркестре,— вот что «убеждает» московский люд звать боярина Бориса Годунова на престол.

И народ, скорбно причитая, обращается к нему: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» В этом хоре такое вековое народное горе, что становится ясно — в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.

4. Слушание музыкальных фрагментов: Опера «Борис Годунов» М.П. Мусоргского: Пролог, сцена и хор «На кого ты нас покидаешь», монолог Бориса «Достиг я высшей власти».

5. Обобщение урока:

1. В каком году была написана опера «Борис Годунов»?

2.Как складывалась ее судьба вначале?
3. Как можно определить жанр оперы? Объясни, почему.

4. Кто подсказал Мусоргскому сюжет оперы?

5. Какое произведение лежит в основе либретто?

6. Назови главные действующие лица оперы.

6. Д/з:. Шорникова, стр. 186-189.