Цель: Продолжение знакомства с оперным творчеством Мусоргского.

Задачи: Воспитать интерес учащихся к оперному творчеству Мусоргского, к опере «Борис Годунов». Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

Ход урока.

  1.       Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания:

1. В каком году была написана опера «Борис Годунов»?

2.Как складывалась ее судьба вначале?

3. Как можно определить жанр оперы? Объясни, почему.

4. Кто подсказал Мусоргскому сюжет оперы?

5. Какое произведение лежит в основе либретто?

6. Назови главные действующие лица оперы.

3. Объяснение нового материала.

В начале четвертого действия — в сцене у храма Василия Блаженного — народ, измученный лишениями и голодом, поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба!» Это уже требование. И звучит оно как смутный протест, объединяющий народ.

В конце оперы этот народный протест превращается в стихийный бунт. «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая», — поет хор, и его могучее звучание похоже на разбушевавшуюся стихию.

Таков в опере образ народа, обрисованный в хоровых сценах, которые наполнены интонациями народных песен: то скорбных плачей, причитаний, то разудалых, молодецких.

Образу народа противостоит образ царя Бориса, который также имеет свою линию развития.

Трагическая обреченность ощутима уже при первом появлении Бориса в прологе в сцене коронации. Его монолог «Скорбит душа», которым он пресекает ликующий колокольный звон, передает затаенный страх и мрачные предчувствия.

Страдания и обреченность царя Бориса еще ярче проступают во втором действии, посвященном полностью раскрытию его образа. Здесь он и любящий отец — в сцене с дочерью, оплакивающей умершего жениха, и с сыном Федором, изучающим карту государства Московского; и мудрый государственный муж в монологе «Достиг я высшей власти»; и проницательный политик в сцене с ловким царедворцем князем Шуйским. Но главное, это — глубоко страдающий человек, чья больная душа уязвлена злодеянием — убийством малолетнего царевича Димитрия.

Все это создает образ жизненно правдивый, образ человека, олицетворяющего и неправедную царскую власть, и нечистую совесть убийцы. В конце второго действия под однообразный звон курантов видится Борису «дитя окровавленное», И терзания его совести достигают предела: «Чур, чур, дитя! Не я …не я твой лиходей1» Здесь — кульминация в развитии трагедийной линии, вершина страданий Бориса.

Музыка достигает гениальной силы выражения: взволнованно трепетный оркестровый фон, словно страшный мерцающий призрак, разрозненные реплики объятого ужасом царя, передающие нечеловеческое напряжение его душевных сил.

Преследуемый кошмаром, в безумном состоянии, царь появляется перед боярской думой. Но и здесь он не может укрыться от преследования нечистой совести. Рассказ монаха Пимена о чудодейственной целительной силе могилы убиенного царевича повергает царя в пучину новых страданий. Не выдержав их, он умирает.

Таковы две основные линии оперы – линия народа и линия царя. Причем образ народа представлен в опере многолико. Здесь и монах-летописец Пимен, вынесший от имени народа приговор Борису, и бродячие монахи Варлаам и Михаил, воплотившие в себе разные черты русского народа, и Юродивый, не побоявшийся бросить в лицо царю обвинение в убийстве, и многие другие персонажи, выписанные композитором очень ярко, почти осязаемо.

4. Слушание музыкальных фрагментов: Опера «Борис Годунов» М.П. Мусоргского: сцена под Кромами, хор «Расходилась, разгулялась».

5. Обобщение урока:

1. Расскажи, как развивается в опере образ народа и в чем отличие его прочтения Мусоргским по сравнению с другими композиторами.

2. В каких картинах и как развивается образ царя Бориса?

3. В чем отличие либретто оперы от трагедии Пушкина?

6. Д/з:. Шорникова, стр. 190-194.