Цель: Продолжение знакомства с оперным творчеством Бородина, с оперой «Князь Игорь»

Задачи: Воспитать интерес учащихся к оперному творчеству Бородина. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

  1.       Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания:

Ход урока.

  1. Расскажите историю создания оперы «Князь Игорь» Бородина.
  2. Какое произведение легло в основу сюжета оперы?
  3. Какова основная идея оперы?
  4. Какие певческие голоса исполняют партии главных действующих лиц.

    3. Объяснение нового материала.

Кончак хочет отвлечь Игоря от мрачных дум. Он готов выполнить любое его желание.

Завершается сцена диалогом, который подтверждает несовместимость жизненных позиций героев. Кончак предлагает Игорю дружбу. «Как два барса рыскали бы вместе», — говорит он. Но Игорь, тоскуя по свободе, отказывается принять ее от Кончака, потому что хан требует взамен обещания не выступать против него. Нет, на предательство русский князь не пойдет!

Кончак восхищен бесстрашием Игоря, и он приглашает князя полюбоваться половецкими танцами. Финал II акта — грандиозная вокально-танцевальная сюита. В ней звучит лирический хор и танец плененных девушек, дикая пляска мужчин, стремительный танец мальчиков и, наконец, ликующая пляска с хором, славящая хана.

Третий акт рисует совсем другой Восток-хищный, разбойный. Он начинается половецким маршем — картиной шествия воинственной варварской орды. Под эту музыку на сцене появляется хан Гзак и другие половцы-победители для дележа награбленной добычи. Они упиваются победой, поют о сожженных и разграбленных русских городах, о зарубленных и плененных русских людях.

Русские пленники подавлены. Князь Игорь решается на побег. Кони готовы, Игорь и его сын могут бежать.

Но их разговор подслушивает Кончаковна. Она сзывает половцев. Удается бежать только Игорю, Владимир же остается в «плену» у влюбленной половчанки. Кончак призывает к новому набегу на Русь.

Четвертый акт рисует страдания русской земли, разоренной врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем. Здесь образ княгини становится символическим. В нем выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разоренной дикими ордами.

К солнцу, ветру, Днепру обращается Ярославна. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов.

Голос Ярославны переходит в хор поселян-тоже народный по своему складу. С потрясающей силой выражено в этой протяжной хоровой песне народное горе.

Крестьяне удаляются, а Ярославна видит двух всадников, приближающихся к Путивлю. Среди них она узнает бежавшего из плена Игоря.

Новая сцена связана с образами гудошников Скулы и Ерошки. Они бродят по городу и поют разудалую песню, высмеивающую Игоря. И вдруг видят живого князя! Представьте их смятение и растерянность. Но хитрецы находят выход: они начинают звонить в колокола, созывая народ. Игорь прощает их.

Эпилог. Народ славит возвратившегося князя — и в этой радости звучит предчувствие будущей победы над врагами Руси.

Так эпилог завершает эту монументальную величественную оперу, в которой так полно показано славное прошлое русского народа, связанное с его великим настоящим.

4. Слушание музыкальных фрагментов: Опера А. П. Бородина: Плач Ярославны, Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе».

5. Обобщение урока:

1. Какие акты оперы посвящены показу образов Востока, а какие — описанию русского лагеря?

2. Раскрой основные драматургические конфликты оперы.

3.Объясни, в чем заключаются особенности жанра эпической оперы?

6. Д/з:. Шорникова, стр. 167-170.