Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Мусоргского.

Задачи: Воспитать интерес учащихся к личности и творчеству М. П. Мусоргского. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

Ход урока.

  1.       Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания:

1. Сколько романсов написал Бородин?

2. Какие жанры композитор предпочитал в финансовом творчестве?

З.На чьи тексты писал свои романсы композитор?

4.Назови сказочно-эпические романсы Бородина.

5. С чем ассоциировался образ спящей княжны для современников?

6. Что нового внес Бородин в финансовое творчество?

3. Объяснение нового материала.

Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской области. Среди живописной природы этого края, обширных полей, лугов, озер, лесных чащ протекало его детство. Мальчик хорошо знал жизнь крестьян, их обряды и песни. Первой учительницей музыки была его мама, и к семи годам он уже прилично играл на фортепиано произведения Листа. В девять лет состоялся его первый публичный концерт. На балу вродительском доме он при большом обществе исполнил концерт Д. Филда.

Но, следуя давней семейной традиции, отец решил направить Модеста по пути военной карьеры. Когда мальчику исполнилось десять лет, его отвезли в Петербург в Школу гвардейских подпрапорщиков (где в свое время учился и М.Ю. Лермонтов). Учился Модест усердно, изучал историю, философию, литературу, физику, иностранные языки. Этим он даже беспокоил директора Школы. «Какой же, mon cher», выйдет из тебя офицер», отечески журил воспитанника директор.

Продолжались и музыкальные занятия Мусоргского. Он брал уроки у известного фортепианного педагога А. Герке, прекрасно импровизировал, сочинял. К этому времени относится первое изданное произведение композитора — «Полька-подпрапорщик».

В 1856 году Мусоргский окончил Школу. Как одного из лучших учеников его направили на службу в знаменитый Преображенский полк, известный еще с петровских времен. Но пустая офицерская служба начинала его тяготить. Его влекла музыка. На вечерах музыкального кружка, появившегося в Преображенском полку, звучало много итальянской, немецкой, французской музыки, русская же была «не в моде». Мусоргский стремился лучше узнать именно русскую музыку. Поэтому он с радостью согласился познакомиться с А. С. Даргомыжским, в доме которого собирались интересные музыканты, исполнялись романсы, фрагменты опер Глинки и самого Даргомыжского.

Воздействие Даргомыжского на молодого офицера было огромным. Творческое кредо ком позитора, выраженное в словах: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды»,— было близко и понятно Модесту Петровичу. Поэтому Мусоргский стал часто бывать у Даргомыжского. Здесь он познакомился с Кюи и Балакиревым, а через них — со Стасовым. Это были люди, думающие о путях развития отечественной музыкальной культуры, а главное, своим творчеством пролагавшие этот путь.

Балакирев становится его наставником и учителем. По его заданию Мусоргский изучает музыку, пишет учебные пьесы, параллельно создает музыку к трагедии Софокла «Царь Эдип». Творчество настолько захватывает его, что он решает бросить службу в полку и выйти в отставку.

Мусоргский вступил на тернистый путь начинающего композитора. Его не пугала собственная бедность — он думал только об одном: надо служить своему народу.

Так начинал жизнь великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский.

В это время группой молодых живописцев была создана «коммуна». Они устраивали передвижные выставки, давшие название целому направлению в русской живописи — «передвижники» Мусоргский также вступил в «коммуну», объединившую несколько молодых людей, живших под одной крышей, обменивавшихся знаниями, впечатлениями, «глядевших с презрением на ту жизнь сибаритства, пустоты, ничегонеделанья, какую так долго вело до той поры большинство русского юношества».

Это было время, когда окончательно сформировалась «Могучая кучка>. В содружество вошли Балакирев, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский. Модест Петрович больше, чем его друзья, метался в своем творчестве той поры: в опере — от романтического сюжета («Саламбо» по Флоберу) до реалистически-бытового («Женитьба» по Гоголю), в романсах — от лирических высказываний («Ночь», «Но если бы с тобой я встретиться могла») до жестокой правды жизни (песни «Калистрат», «Светик Саввишна»). Он как будто бы намечал границы своего творчества. Эти годы для него были отмечены жаждой всепознания, поиском.

Однажды на вечере у Л. И. Шестаковой он познакомился с известным историком и филологом В. Никольским. Разговор зашел о Пушкине, и Модест Петрович сказал, что предпочитает Лермонтова и Гоголя «поэту чистой красоты». Он предложил трагедию «Борис Годунов» и высказал предположение, что она могла бы стать хорошим оперным либретто.

Мусоргский перечитал трагедию и понял, что это «его сюжет». С 15 августа 1868 года по 15 августа 1869 года он был поглощен работой, когда рука едва поспевает за мыслью. Он истово работал над либретто, потому что хотел создать основу не для «омузыкаливания» пушкинского текста, а для собственной музыкальной драматургии, соответствующей масштабам трагедии.

«Борис Годунов» не был принят к постановке. Представив весной 1870 года оперу в дирекцию императорских театров, автор вскоре получил отказ. Причиной его была, конечно же, антицарская направленность произведения. Но официальной причиной объявили отсутствие в опере выигрышного женского образа. Мусоргский тотчас же принялся за вторую редакцию оперы. И сам Мусоргский, и его друзья были очень довольны новым вариантом оперы. Закончив его, Мусоргский написал на заглавном листе партитуры: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере».

Но и этот вариант, в который были введены польские сцены, образ Марины Мнишек, сцена под Кромами, был «забракован» дирекцией. Только благодаря помощи друзей-артистов oneра была исполнена (хотя и с сокращениями) в 1874 году на сцене Мариинского театра под управлением Э. Ф. Направника. Премьера прошла хорошо, у Мусоргского нашлось немало поклонников. Но дальнейшая судьба «Бориса» была печальна: его сняли со сцены, как и «Ивана Сусанина», и «Руслана и Людмилу». «Ходили слухи, что опера не понравилась царской фамилии, что сюжет ее неприятен цензуре»,— писал Римский-Корсаков.

Работая над «Борисом», Мусоргский задумал новую оперу на сюжет из времен стрелецких бунтов. Новые страницы истории русского народа увлекли композитора. Он снова «братался» с народом, с увлечением работал над своей «Хованщиной». И мечтал о «Пугачевщине»— третьей опере, которую хотел писать по «Капитанской дочке» Пушкина. Но эту оперу он не успел написать, помешала смерть. Не были за кончены и «Хованщина», и веселая «Сорочинская ярмарка».

В последние годы духовной опорой композитора были Стасов и его семья, Л. И. Шестакова, певцы О. Петров и Д. Леонова, поэт Голенищев-Кутузов и художник Гартман. И все же в письмах второй половины 70-х годов ясно видны печальные нити его судьбы, ведущие к драматическому концу. Одиночество, вопреки дружеским контактам, необеспеченность на грани нищеты, прогрессирующая болезнь. В феврале 1881 года Мусоргского настиг первый удар, за которым последовали и другие.

Благодаря хлопотам друзей он попал в военный госпиталь. Как ни горько сознавать это, но поместить Мусоргского в госпиталь, где лечили военных, стало возможным только оформив его как «вольнонаемного денщика ординатора Бертинсона». Здесь прошли последние дни Мусоргского, в течение которых И. Репин писал свой знаменитый портрет, отразивший глубокие душевные муки композитора.

Он умер сорока двух лет, не успев осуществить многих своих планов, оставив нам россыпи гениальных набросков, идей, мыслей. К счастью, друзья, высоко ценившие его талант, собрали эти материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали. Особенно много в этом отношении сделали Римский-Корсаков и его ученики — Ипполитов-Иванов дописал оперу «Женитьба». Шебалин закончил и инструментовал оперу «Сорочинская ярмарка». С рукописями «Бориса Годунова» работал Д. Шостакович, и в его редакции музыка Мусоргского зазвучала по-новому, свежо и ярко.

Прошло столетие, и «Могучая кучка» людей, любящих музыку Мусоргского, превратилась в многомиллионную армию. «Братание» с народом, о котором всю жизнь мечтал композитор, стало окончательным и полным.

4. Обобщение урока:

1. Назови годы жизни  Мусоргского.

2. К какому содружеству он принадлежал?

3. Где композитор получил образование?

4. Кого можно назвать его главным учителем и наставником?

5. К каким жанрам более всего тяготел композитор?

6. В каких произведениях это кредо проявилось больше всего?

7. Как протекали последние годы композитора?

5. Д/з:. Шорникова, стр. 177-185.