Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» стал одним из самых значительных завоеваний на пути поисков нового хореографического спектакля. Композитор создал в балете синтез – слияния драмы и музыки, как в свое время Шекспир именно в балете «Ромео и Джульетта» соединил поэзию с драматическим действием. Музыка Прокофьева передает тончайшие психологические движения человеческой души, богатство шекспировской мысли, страстность и драматизм его первой из совершеннейших трагедий.

Специфика балетного жанра требовала укрупнения действия, его концентрации. Отсекая все побочное или второстепенное в трагедии, Прокофьев свое внимание сосредоточил на центральных смысловых моментах: любовь и смерть; роковая вражда между двумя родами веронской знати – Монтекки и Капулети, приведшая к гибели влюбленных.

Достаточно точно придерживаясь шекспировской пьесы, Прокофьев вместе с тем прочитывает ее по-своему, делая собственные драматургические акценты. Композитор значительно видоизменяет народно-жанровые сцены, отводя им не только оттеняющую, фоновую, но и достаточно самостоятельную роль, тесно связанную с развитием драмы героев, особенно Меркуцио.

Драматургия балета объединяет разные принципы – балетные, симфонические и кинематографические, находящиеся в тесном взаимодействии. От классического балета в произведении «Ромео и Джульетта» сохраняются многоактность (три акта с эпилогом, девять картин), номерная структура, включение различных танцев. Действие в каждом акте и номере складывается из эпизодов-кадров, но подчиняется законам драмы, следую за главными этапами пьесы Шекспира, а также принципам сквозного симфонического развития.