Владимир - Июл 20th, 2014

Урок №12. Оперное творчество Даргомыжского.

Цель: Познакомить учащихся с оперным творчеством Даргомыжского, с оперой «Русалка».

Задачи: Воспитать интерес учащихся к оперному творчеству А. С. Даргомыжского. Организовать учебный процесс свой труд качественно и с наименьшими затратами достичь поставленную цель.

Оборудование: учебник для средних классов ДМШ М. Шорникова, 3 год обучения.

Методы и приемы обучения: закрепить новый материал, дать домашнее задание.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 

  1. Опрос домашнего задания:

1. Сколько романсов написал Даргомыжский? Какое место этот жанр занимал в его творчестве?

2. Какие финансовые жанры композитор использовал в своем творчестве?

3. Назовите имена поэтов, на чьи тексты писал Даргомыжский.

4. Объясните, в чем особенность отношения Даргомыжского к поэтическому тексту.

5. Сформулируйте основной принцип творчества Даргомыжского.

6. Назови сатирические романсы композитора и проанализируйте их.

7. На стихи каких поэтов созданы лучшие лирические романсы композитора?

 

  1. Объяснение нового материала.

В основу либретто оперы «Русалка» легла не оконченная пушкинская драма. Она увлекла композитора жизненностью сюжета, народностью языка и человеческих характеров. А главное, что определило выбор композитора, — социальная направленность сюжета, осуждение несправедливости существовавшего уклада. Именно это помогло Даргомыжскому не только правдиво показать в опере жизнь отдельных людей из народа, но и подняться до больших обобщений. Личная трагедия девушки-крестьянки становится частью трагедии народа.

В опере заключена целая портретная галерея образов. Причем Даргомыжский заменил некоторые второстепенные персонажи и подробности действия. Заключительные сцены не дописанные Пушкиным, были до сочинены композитором. Каждый из героев оперы показан не только как определенный человек, «и как порождение своей среды, своего времени, как определенный социальный тип. На основе этого сюжета Даргомыжским была создана опера нового типа —психологическая бытовая музыкальная драма.

В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это привело к тому, что всю оперу композитор наполнил народно песенными элементами. Среди арий, ансамблей и хоров есть основанные на подлинных народных мелодиях, но есть и созданные самим Даргомыжским в народной манере.

В опере развиваются две драматические линии. Первая из них охватывает все первое действие. Наташа и Мельник показаны здесь как часть той среды, в которой они живут. Эта среда представлена народными хорами плясками.

Им противостоит образ Князя, характеристика которого связана с интонациями городского романса. Правда, и сама Наташа в начале обрисована такой же музыкой.

Первое действие начинается сценой Наташи (сопрано) и Мельника (бас). В опере это действие играет очень важную Роль: здесь происходит показ основных образов: завязка драмы, ее развитие и даже развязка (самоубийство Наташи). Содержание его так разнообразно, что могло бы послужить сюжетом для целой оперы. Ария Мельника, открывающая действие, рисует нам портрет этого героя. Человек простодушный и грубоватый, Мельник искренне любит свою дочь, но житейские заботы, мысли о наживе всецело поглощают его. С каким мастерством и юмором Даргомыжский показывает ворчливость старика, его попытки навязать дочери свои жизненные правила.

Наташа безучастна к наставлениям отца. Лишь приезд Князя (тенор) выводит ее из задумчивости. Ее переполняют различные чувства: радость встречи с Князем, огорчение, что он должен скоро уехать, предчувствие беды и снова радость после уверений Князя. Все это очень правдиво выражено в музыке. В сцене Наташи и Князя друг за другом следуют разговорные диалоги, песенные дуэты и терцет с участием Мельника.

Наташе здесь отводится ведущая роль, так как ее чувства определяют характер всего драматического развития. В первом действии Наташа не имеет отдельной арии, и с ее образом мы впервые знакомимся в терцете. То с замиранием сердца она вслушивается в знакомый топот коня, и каждое ее слово передает взволнованную радость. То узнает, что Князь уже торопится домой, и ее новое настроение передается лирической мелодией «Ах, прошло то время».

Чувства Князя и его поведение неопределенны, туманны. Он еще не решается сказать Наташе о разрыве.

После этого ансамбля композитор резко переключает действие. Появляется толпа крестьян. Их мирные песни оттеняют, подчеркивают драматизм всего действия. Три песни, которые поют крестьяне, —своеобразная хоровая сюита. Протяжная песня «Ах ты, сердце» сменяется подвижной хороводной «Заплетися,плетень». А третья песня, веселая плясовая «Как на горе мы пиво варили», —подлинно народная.

После ухода крестьян действие стремительно идет к кульминации и завершению. Музыка очень ярко рисует разные состояния Наташи и Князя. Сцену решительного объяснения композитор назвал Дуэтом Князя и Наташи. Но совместное пение возникает здесь только в те моменты, когда музыка как бы подытоживает предыдущее развитие. Их решительное столкновение — контрастное противопоставление двух ярко выраженных человеческих характеров.

Какой сильной и благородной натурой показана здесь Наташа и как мелок, ничтожен Князь в своем безволии и трусости. Ведущая роль принадлежит в дуэте Наташе. Сколько чувства в ее горестном вопросе: «Ты женишься?», когда она, наконец, понимает причину разлуки. Ее смутная догадка, а потом потрясение прекрасно выражены в музыке.

Не изменяет решения Князя и известие, что Наташа должна стать матерью. Он оставляет ей дорогие подарки и уходит. Чувство оцепенения сменяется у Наташи осознанием страшной действительности. В отчаянии она срывает с шеи дорогое ожерелье, подаренное Князем, и взбегает на высокий берег Днепра.

В этой музыке не только отчаяние, но и решимость отомстить за себя. Наташа бросается в Днепр.

  1. Слушание музыкальных фрагментов: Опера «Русалка»: Ария Мельника, дуэт Наташи и князя.
  2. Обобщение урока:

1. Определите жанр оперы Даргомыжского «Русалка».

2.Какое литературное произведение легло в основу сюжета оперы?

3. Что нового внес в него Даргомыжский?

4.Перечислите главных персонажей оперы. Какие певческие голоса поют их партии?

 

  1. Д/з:. Шорникова, стр. 118-124.

 


Меню