В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один-два раза в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение. Поэтому умение правильно спланировать работу – одна из важных задач педагога.

Подготовка к урокам должна начинаться с составления полугодового или семестрового (четвертного) плана. Материал программы распределяется по количеству уроков. В основном определяются сроки прохождения того или иного теоретического материала: тональности, ритмы, аккорды, последовательности.

Для педагога надо считать обязательным составление поурочных рабочих планов. В них должен быть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый музыкальный материал. Это позволит педагогу строго и последовательно вести работу, помня о четырех этапах в усвоении нового раздела:

1. объяснение нового материала;

2. проработка и закрепление этого материала;

3. усвоение, т. е. самостоятельное выполнение задания;

4. контроль уровня усвоения (индивидуальный).

Построение урока может быть или всегда одинаковым – типовым, или свободным, т. е. таким когда последовательность форм работы: пение интонационных упражнений анализ на слух (слушание музыки), чтение с листа и запись диктанта.

Чтобы урок был полноценным и внимание учащихся было все время активным следует чередовать форму, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия.

Примерный план урока в ДМШ (45 минут, 2 раза в неделю).

3-4 мин – проверка присутствующих, мобилизация внимания;

10 мин – распевание, проверка домашнего задания, пение, повторение примеров;

8-10 мин – слушание, объяснение нового;

8-10 мин – диктант;

10 мин – чтение с листа, пение песен хором, группами;

5 мин – домашнее задание, заключение (итог).

Примерный план урока в ДМШ (1 час 20 минут, 1 раз в неделю).

3-5 мин – проверка присутствующих.

10 мин – распевание, повторение, проверка задания (коллективная).

15 мин – объяснение нового, слушание, индивидуальный опрос;

10 мин – закрепление, пение старых примеров, движение, игры (отдых);

15 мин – чтение с листа;

10 мин – домашнее задание, заключение.

Рабочий план (поурочный) составляется педагогом перед уроком на основе календарного плана. Многие педагоги составляют конспект урока.

ДатаТемаСодержаниеМузыкальный материалКто спрошенПримечание
В соответствии с календарным планомЧто нового закрепляется, что усвоено или проверяетсяПримеры для чтения, диктант, интонационные упражненияФамилии учеников

Последняя графа – примечания – заполняется педагогом после урока. В ней он дает оценку своей работе, анализирует удачные и неудачные моменты, их причины.