Ладовое чувство — это способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения

Тема 1. Воспитание восприятия.
Задача: эмоциональное восприятие законченности и незаконченности.
Приемы работы: слушание музыки, пение с сопровождением и т.д.

Тема 2. Понятие тональности.
Задача: услышать высоту тональности, удержать ее в памяти, уметь отличать звуки данной тональности от «чуждых звуков».
Приемы работы: петь тонику, уметь самостоятельно начать мелодию после данной педагогом настройки. Подбирать на фортепиано короткие попевки.

Тема 3. Восприятие краски мажора и минора.
Задача: гамма, пятиступенный звукоряд мажора и минора от I до V ступени. Тоническое трезвучие.
Приемы работы: восприятие на слух разницы между III ступенями в мажоре и миноре.

Тема 4. Понятие вводного тона.
Задача: движение вводного звука VII вверх и II вниз.
Приемы работы: восприятие на слух интонаций VII и II ступеней в мажоре и миноре.

Тема 5. Мажорная гамма.
Задача: полный звукоряд До мажора, названия ступеней.
Приемы работы: пение и определение на слух мелодического движения по ступеням гаммы вверх и вниз, от V вверх к I, от V вниз к I и т.д.

Тема 6. Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы.
Задача: строение мажорной гаммы по тонам и полутонам.
Приемы работы: пение I, III, V и II, VII, IV, VI. Разрешение неустойчивых в устойчивые.

Тема 7. Тональные секвенции.
Задача: принцип построения секвенции по ступеням лада вверх и вниз.
Приемы работы: пение тональных секвенций из секунд и терций вверх и вниз.

Тема 8. Переменный лад.
Задача: формирование ощущения смены тоники и лада.
Приемы работы: пропевание Тоники и Тонического трезвучия в До мажоре и ля миноре.

Тема 9. Три вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.
Задача: освоение верхнего тетрахорда в каждом из 3-х видов минора.
Приемы работы: пение 3-х видов минора поочередно, пение верхних тетрахордов поочередно вверх и вниз.

Тема 10. Гармонический мажор.
Задача: освоение гармонической мажорной гаммы.
Приемы работы: активное интонирование III, VI, VII ступеней.

Тема 11. Альтерация в мажоре и миноре.
Приемы работы: пение IIb, VIb и VIIb ступеней; IV# и VI# ступеней.

Тема 12. Особенности строения и интонирования лидийского, фригийского, миксолидийского ладов.
Приемы работы: опевание характерных интонаций, звукорядов ладов.

Тема 13. Укрепление чувства лада.
Приемы работы: закрепление в слуховом сознании высоты и краски тональности.

Тема 14. Хроматизация лада.
Задача: сохранение тональной устойчивости в сочетании с хроматизацией лада.
Приемы работы: пение хроматических вспомогательных звуков тоники, субдоминанты, доминанты.

Тема 15. Отклонение и модуляция.
Приемы работы: Тон и полутон как средство модуляции или отклонения.

Тема 16. Освоение модуляции через большую и малую терции.
Приемы работы: пение мелодических модуляций через аккорды DD, УмVII7 и др.

Тема 17. Модулирующие секвенции.
Приемы работы: пение модулирующих секвенций, включающих тритоны, характерные интервалы.

Тема 18. Внезапные модуляции.
Приемы работы: пение УмVII7 и его обращений с разрешениями во всех тональностях.

Тема 19. Сложные интонационные образования с изменяющимися устоями.
Приемы работы: пение секвенций по звеньям – на широкие интервалы (квинты, кварты, тритоны).

Усложнение упражнений при воспитании чувства лада приведет к настолько сложным мелодическим образованиям, что для их интонирования нужно спеть нужный интервал как таковой, чтобы тем самым преодолеть инерцию лада, или же по интервальным соотношениям создать нужное звучание.
При этом происходит слияние двух особенностей интонационного слуха – чувства лада и точности интонаций. Чтобы овладеть такой способностью нужно с самого начала работать над овладением интонаций и интервалов от данного звука, как бы вне лада.