В работе над освоением многоголосия первым этапом является запись двухголосной музыки.
В практике преподавания используются различные методы первоначальной работы над двухголосным диктантом.


Одни педагоги практикуют систему записи «по голосам». При этом объединение двух мелодий осуществляется лишь временной, ритмической стороной. На первом этапе он не способствует развитию гармонического слуха учащихся, не опирается на осознание фонической стороны гармонических интервалов и ладофункциональных связей.

Другой способ, предлагаемый Островским, состоит в том, что вначале учащимся предлагается при слушании двухголосия строго гармонического склада (т.е. ряда интервалов) записывать цифровкой, без нот, только название интервала; цель такого способа – добиться определения на слух гармонического комплекса.


Примеры подголосочного склада являются методически удобной формой для перехода от одноголосия к двухголосию. Возможность записи каждого из голосов по отдельности почти исключена, т.к. голоса то сливаются, то разделяются на два. Учащимся рекомендуется записывать мелодию, а в местах появления двухголосия подписывать образующийся интервал.

Вначале эти диктанты записываются на одной строке в инструментальной группировке. По мере усложнения интервального состава мелодии при записи примеров сплошного двухголосия ритм в голосах не должен усложняться.
1. Записывая мелодию, фиксировать в некоторых местах образующийся интервал, обращая внимание в первую очередь на его гармоническое звучание.
2. В тех примерах, где оба голоса подвижны – уметь выявить линию каждого голоса, особенно нижнего.
3. В полифонических примерах не забывать о необходимой проверке гармонического звучания по вертикали, особенно на опорных долях и в моментах завершения тех или иных частей формы (К64).
4. При записи примеров, где нижний голос представляет собой основу гармонии (гармонический бас), уметь направить свое внимание на осознание ладофункциональных связей, на правильное понимание структуры примера.


Дальнейшее упражнение музыкального материала потребует от учащихся умения объединить группу звуков в аккорд, писать не линию голоса по горизонтали, а выражать соответствующей фигурации услышанную гармонию, то есть вертикаль.