Владимир - Ноя 24th, 2014

Система преподавания сольфеджио в России.

Создание консерваторий в 60-х годах XIX века было несомненно большим событием в развитии музыкальной культуры. С учениками занимались только чисто практическим обучением пению по нотам.

Основной формой работы было пение, на слух определялись интервалы, гаммы, аккорды. Музыкальный диктант представлял собой в основном упражнения в правильной записи ряда интервалов. Всё это проводилось без опоры на ладотональность. Римский-Корсаков в своих статьях и заметках, восставая именно против этой схоластики в развитии слуха, большое значение придавал музыкальной-исполнительской практике как одному из важнейших средств для развития слуха.

В 70-80-е годы XIX века возникает аналитический метод развития слуха, в основу которого положен принцип обучения от восприятия целого к осознанию его элементов, в противовес «синтетическому методу», который основывается на изучении сначала отдельных звуков, упражнений и затем уже мелодии или музыкальных произведений.

Эта связь с живой музыкой, развитие слуха на основе практической музыкальной деятельности (пение, игра на инструменте), закрепленное сознанием слышимого и в наше время является главным методическим принципом в обучении сольфеджио. К сожалению, изучение теории в отрыве от музыки до сих пор имеет место в преподавании.

Следующим этапом явилось внимание педагогов сольфеджио к разработке методики развития «тонального чувства», т.е. чувства лада.

Сознательность в обучении пению в развитии слуха должна быть основана на слуховом представлении соотношения звуков, интервалов в данной тональности.

В России начала складываться система развитии слуха на ладовой основе в противовес интервальной.

История развития методики сольфеджио в России до XX века характеризуется существованием различных направлений. Прогрессивное направление характеризуется стремление отойти от схоластических, сухих методов преподавания, от недооценки развития слухового сознания.

Перестройка системы музыкального образования началась в первые годы после революции. В период с 1919 по 1930 годы ведутся интенсивные поиски новых форм музыкального образования, новых методов обучения.

Движение в сторону демократизации искусства, доступности музыкального образования, развития музыкальных способностей масс, приобщения их к искусству.

В общеобразовательных школах, в клубах и кружках зарождается новая форма сольфеджио – музыкальная грамота, ставящая своей целью воспитать способности воспринимать музыку, дать возможность приобрести простейшие и исполнительские навыки и усвоить элементарные теоретические знания. Возникают новые формы обучения музыке: групповые, лекционные, «свободные», «комплексные» и другие.

Широкое распространение на уроках сольфеджио получило «слушание музыки» — использование в качестве учебного материала народных и современных массовых песен, а также художественной музыкальной литературы; большое внимание уделяется развитию памяти, осмысленному и выразительному пению. В связи с этим в сольфеджио утверждается ладовый принцип развития слуха, шире используется воспитание гармонического слуха.

С выходом в свет «Сольфеджио» А. Островского, В. Шокина, А. Егорова и С. Павлюченко в 1937 году окончательно утверждается методический принцип воспитания слуха на ладовой основе.

В 1933 году была окончательно сформулирована система музыкального образования состоящая из 3 ступеней:

  1. 1. ДМШ – семилетки;
  2. 2. Музыкальные училища;
  3. 3. Консерватории.

 

В период 30-50-х годов было выпущено много учебных пособий по сольфеджио, утверждающих ладовый принцип воспитания слуха.

Начиная с 1950-х годов назревает необходимость некоторой перестройки основных принципов методики преподавания сольфеджио. Этому способствует и ряд теоретический исследований в различных областях науки, внесших много нового в наше представление о звуке, его свойствах, музыкальном мышлении, о значении внутреннего слуха.

Среди них труды Б. Теплова, И. Гарбузова, Л. Мазеля, Назайкинского и других.

К 50-70-е годам относится выход в свет целого ряда работ в области методики сольфеджио: «Очерки по методике теории музыки и сольфеджио» (1954) и «Методика теории музыки и сольфеджио» (1970) А. Островского, пособие «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио» (1962) В. Серединской, «Методика преподавания музыкального диктанта»(1962) Е. Давыдовой и другие.

В настоящее время главной проблемой методики является вопрос о воспитании слуха в связи с новыми интонационными и ладогармоническими особенностями современной музыки.

Ладовая и ступеневая системы ориентируются на классический стиль музыки, с твердо установившейся закономерностью взаимоотношений опорных и вводных тонов, ладовых и функциональных связей семиступенного мажора и минора.

Возникновение различных методических систем развития слуха всегда связано с новыми явлениями в музыкально-художественной практике – эти системы закрепляют, канонизируют стилевые закономерности.


Меню